Средневековый уход за детьми

03.03.2023

По оценкам, 30 % младенцев, рожденных в средневековой Европе, умирали, не дожив до своего первого дня рождения, а еще 20 % не доживали до зрелого возраста. Такие высокие показатели смертности в значительной степени объясняются крайней восприимчивостью младенцев к недоеданию, детским заболеваниям, таким как корь и диарея, и эпидемическим заболеваниям. Средневековые летописцы часто заявляли, что большинство умерших от чумы были детьми, и археологические данные еще раз подтверждают их уязвимость: раскопки одного сиенского кладбища показывают, что во время вспышки чумы 1383 года 88% жертв чумы были детьми .

Столкнувшись с такими удручающими свидетельствами, некоторые историки, в частности Филипп Арьес в своем новаторском исследовании «Века детства», утверждали, что средневековые младенцы в значительной степени игнорировались, а общество не желало вкладывать время, ресурсы и, прежде всего, эмоции в хрупких существ. Но есть и много свидетельств того, что средневековые люди любили и заботились о своих детях и оплакивали их, когда они умирали. Хотя немногие записали свои чувства так же красноречиво, как Петрарка, многие средневековые родители наверняка отождествили бы себя с его рассказом о смерти своего маленького внука:

"Я был глубоко потрясен, увидев, как сладкое обещание его жизни исчезло в самом начале… Моя любовь к этому ребенку так наполнила мою грудь, что я не могу представить, чтобы я когда-либо любил что-то еще на земле так сильно."

Согласно средневековым представлениям о теле, здоровье основывалось на равновесии четырех соков (кровь, слизь, черная желчь и желтая желчь), а болезнь была результатом гуморального дисбаланса. Очень маленькие дети от природы горячие и влажные, и эти качества необходимо поддерживать, но не усиливать. Это означало, что окружение ребенка должно тщательно контролироваться, поскольку считалось, что на здоровье человека большое влияние оказывает набор внешних факторов, известных как неестественные факторы (воздух и окружающая среда, диета, сон, движение и эмоции). Все это могло изменить гуморальный состав человека и вызвать заболевание. По этой причине было очень важно, чтобы ребенок был защищен от холодных сквозняков, сохранял спокойствие и много спал. Прежде всего, ему необходимо обеспечить подходящую диету, а это означало, что средневековые тексты о младенцах (как и их сюжеты) озабочены едой — и особенно грудным вскармливанием.

Средневековый уход за детьми, изображение №1



В самом деле, если современные матери часто чувствуют давление со стороны «грудь лучше всего», они, по крайней мере, не должны соответствовать невероятно высоким стандартам, установленным идеальной средневековой матерью: Девой Марией, которую часто изображали кормящей младенца. А так же Святых женщин, таких как Ида XII века, графиня Булонская, которая настаивала на том, что сама кормила всех трех своих сыновей. Ида была так привержена этой практике, что, когда она вернулась с мессы и обнаружила, что другая женщина накормила ее кричащего сына за нее, она вызвала у ребенка рвоту. Тем не менее, ущерб был нанесен, и этот брат всегда был менее успешным, чем его братья и сестры.

Беспокойство Иды и смысл этой истории коренились во многих медицинских аргументах в пользу материнского грудного вскармливания. По словам врача XIII века Альдобрандино Сиенского, материнское молоко всегда было лучшим вариантом, «потому что это то, чем он питался, когда был в утробе матери, а после того, как он вышел из матки, молоко естественным образом возвращается к грудь. (Исключение составляло молоко, вырабатываемое сразу после родов — в то время как современная медицина придает большое значение пользе молозива, средневековые врачи опасались, что расстройство родовой деятельности повредит этому молоку.) Молоко, данное ребенку, оказывало основное влияние на его здоровье: средневековые люди буквально восприняли идею о том, что младенец ест то же, что и его мать, и ее скудная диета может нарушить баланс ребенка. Следовательно, питаться мать должна была полноценно и разнообразно.

Грудное вскармливание также формировало характер ребенка, и не только потому, что он проводил много времени со своей матерью, развивая с ней тесную эмоциональную связь. (По словам венецианского гуманиста 15-го века Франческо Барбаро, одно из ключевых различий между женщинами и самками животных заключается в том, что у первых соски расположены на груди, а не на животе, что позволяет им ласкать своего ребенка во время кормления грудью.) Считалось, что качества, хорошие и плохие, передаются через ее молоко, так что мудрая, набожная мать, такая как Ида, будет рождать мудрых, набожных сыновей, а ребенок пьяницы или дурака пойдет по заблудшим стопам своей матери.

Тогда, как и сейчас, кормящие матери получали множество советов по поводу своей техники кормления, диеты и образа жизни. Большинство медицинских писателей согласны с тем, что женщины кормят своих детей слишком много и слишком часто; они предложили график кормления через определенные промежутки времени (возможно, всего два или три раза в день), но заявили, что многие дети эффективно кормятся по требованию. Среди продуктов, которых следует избегать, были лук, утка, пресноводная рыба, фрукты и крепкое вино, поскольку все они перегревали тело, портили кровь и, таким образом, портили молоко. Кормящим женщинам советовали не заниматься сексом, что ухудшит как качество, так и количество молока, и, прежде всего, они должны избегать зачатия, поскольку «беременная женщина, кормящая грудью, уничтожает и убивает детей».

Женщины, которые не кормили грудью собственных детей, подвергались самой резкой критике как со стороны церковников, так и со стороны медицинских писателей. Английский богослов 13-го века Томас из Чобэма настаивал на том, что отказ женщины кормить грудью своего ребенка равносилен убийству, а отказ использовать свою грудь, как задумал Бог, был формой богохульства. Итальянский врач 15-го века Микеле Савонарола был столь же враждебен, спрашивая: «Как вы можете не хотеть кормить грудью своего ребенка, принимая во внимание качество ухода за ним, его хорошее здоровье и благополучие, и даже ваше собственное здоровье и долголетие?» Многие мужчины-сторонники грудного вскармливания обвиняли некормящих матерей в том, что они отдают предпочтение своей внешности и своим любовникам, а не благополучию своих детей. Валенсийский врач 15-го века Жауме Ройг обвинил в смерти своего сына тщеславие жены по поводу своей фигуры.

Средневековый уход за детьми, изображение №2



Тем не менее, многие матери либо не могли, либо не желали кормить грудью своих детей. Для нас очевидной альтернативой является кормление из бутылочки, но в эпоху ограниченных санитарных условий и отсутствия молочных смесей это не было идеальным решением. Хотя иногда использовались рога для кормления, они редко считались хорошим выбором. В 14 веке торговец зерном Паоло да Чертальдо предупреждал, что «ребенок, которого кормят молоком животного, развивается не так, как ребенок, которого кормят человеческим молоком; скорее, он всегда кажется несколько глупым и пустоголовым».

Следовательно, многих младенцев кормили кормилицы. Для женщин с высоким статусом кормилица могла быть символом статуса, но она также позволяла династически настроенной матери сосредоточиться на рождении большего количества детей. И если богатые женщины часто делегировали задачу, потому что могли, то бедные иногда делали это, потому что у них не было выбора. В 1442 году флорентийский отец по имени Никколо Амманатини объяснил свою бедность налоговикам: «У [моей] жены нет молока, и мы должны нанять кормилицу». В 14 веке в Монтайю во Франции бедных девушек иногда заставляли отдавать своих детей, чтобы они могли работать, хотя некоторые не хотели этого делать. Когда Брюн Пурсель предложили оставить своего шестимесячного сына Раймонда «женщине из Разеса, у которой слишком много молока».

Итак, на что обращали внимание родители, нанимая кормилицу? Идеальная кандидатка была около 30 лет, с крепким здоровьем и хорошими моральными качествами, и очень похожа на мать младенца. Ее грудь должна быть твердой и среднего размера (очень большая грудь может сдавить лицо ребенка, сделав его курносым), а ее молоко должно быть белым, сладким, не слишком густым и не слишком водянистым. В идеале она должна родить около двух месяцев назад, хотя она не должна кормить собственного ребенка вместе со своим новым подопечным.

На практике найти такую кормилицу было непросто. В Прато 15-го века Маргарите Датини часто поручали найти кормилиц для потомков богатых флорентийских друзей ее мужа-купца. Работа часто была сложной. У одной потенциальной медсестры было много молока, но она была непостоянной; другая была описана ее последним работодателем как «злая», и у нее был только один глаз. Датини с подозрением относился к любой кормилице, у которой был малыш, написав: «Никогда я не поверю, что, когда у них есть годовалый ребенок, они не дают ему [молока]». Слишком часто ее успех зависел от трагедии другой женщины, как, например, когда она сказала своему мужу: «Я нашла одну на площади Пьяцца делла Пьеве, чье молоко двухмесячной давности; и она поклялась, что если ее младенец, который вот-вот умрет, умрет сегодня ночью, она придет, как только его похоронят».

Некоторые кормилицы переехали к семье: в августе 1328 года, например, Беатрикс Россель нанялась к Беренгарию Сесматесу, кожевнику из Перпиньяна, «чтобы жить с ним и кормить своим молоком его детей Петруса и Иоганна в течение одного года, начиная с немедленного». ' Однако во Флоренции родители часто отправляли своих детей кормить грудью, так как городской воздух считался нездоровым для нежных юных тел, и поэтому особенно важно было тщательно выбирать женщину. Мудрый родитель часто навещал своего ребенка. Таким образом, маленький Франческо Гвидини был отправлен к Монне Андреа в ноябре 1380 года и пробыл у нее год. Когда она забеременела, его перевели к новой кормилице.

Опыт маленького Франческо показывает, что средневековых младенцев часто кормили грудью гораздо дольше, чем их современных собратьев: скелетные свидетельства из Англии и Шотландии показывают, что грудное вскармливание обычно прекращалось примерно на втором дне рождения ребенка, а некоторые женщины продолжали еще дольше. В 15 веке Мария Гарсес свидетельствовала, что нашла 15-дневного младенца на ступенях собора Сарагосы. После смерти ее собственного сына она три года кормила его «молоком своей груди» - возможно, вдохновленная народным поверьем, что Мария кормила Христа три года.

В течение большей части этого времени грудное молоко давали с другой пищей и питьем, при этом введение твердой пищи часто совпадало с прорезыванием первого зуба. Подходящие продукты для отлучения от груди включали хлеб (либо предварительно пережеванный матерью/медсестрой, либо замоченный в подслащенной воде), тщательно приготовленный рис и протертую курицу. Довольно обескураживает тот факт, что очень маленькие дети иногда пьют вино — и в достаточном количестве, чтобы немецкий врач 15-го века Бартоломеус Шерренмюллер обсуждал, что должна делать медсестра, «если она не может отучить ребенка от вина». (Ответ заключался в том, чтобы давать ему белое вино, хорошо разбавленное.) Не все считали это хорошей идеей, поскольку некоторые авторитеты заявляли, что детям до четырех лет никогда нельзя давать вино, которое вызывает у них боль и лихорадку. Трудно сказать, как часто средневековым детям давали алкоголь, но случай Агаты, жившей в Солсбери 13-го века, предполагает, что это не было немыслимым. Когда у нее кончилось молоко, она, по-видимому, целую неделю давала сынишке пива пиво, после чего пошла помолиться на могилу Святого Осмунда, и ее молоко чудесным образом восстановилось.

Как только ребенок накормлен, он обычно хочет спать, и для средневекового ребенка это часто означало, что его кладут в колыбель. Совместный сон не одобрялся из-за предполагаемого риска удушения: проповеди предостерегали от этого, и женщин спрашивали об этом в исповедальне. Многие средневековые истории о чудесах касались таких женщин, как Чекка, которая делила постель со своей дочерью Кларусией и сыном Ваннуцио. Однажды ночью она заснула, кормя и обнимая своих детей. Когда она очнулась, Кларусия была без сознания. Опасаясь, что она задушила свою дочь, она умоляла местного святого, Николая из Толентино, «освободить ее Кларусию от смерти и освободить себя от позора», и он, по общему мнению, совершил чудодейственное исцеление для несчастной семьи.

Люльки не только предотвращали такие несчастные случаи, но и улучшали здоровье ребенка, потому что легкое качание помогало пищеварению и способствовало сну. Иногда это описывалось как форма упражнений, что имело смысл в контексте современной медицинской теории, которая рассматривала упражнения в основном как способ перемещения жидкостей по телу. Но слишком сильное раскачивание было опасным: каталонский мистик XIV века Рамон Лулль предупреждал, что это «противоположно мозгу, который сотрясается от раскачивания и не достигает способностей, которых мог бы достичь в противном случае».

И мозг был не единственной частью тела, с которой нужно было обращаться осторожно. Средневековые писатели часто подчеркивали мягкость тела младенца, сравнивая его с воском. Следовательно, телу ребенка можно было легко придать привлекательную форму (эрудит XII века Джеральд Уэльский критиковал ирландцев, которые «не используют горячую воду, чтобы поднять нос, не придавливают лицо и не удлиняют ноги»), но его также можно было деформировать из-за чего-то столь же безобидного, как одеяло, или даже из-за его собственных движений. Это было одной из причин (наряду с чистотой), по которой врачи предлагали купать младенцев в теплой воде почти сразу после рождения, а затем с частыми интервалами (около двух-трех раз в день в течение первого месяца и примерно раз в неделю). после этого.

Средневековый уход за детьми, изображение №3

Конечно, колыбель не всегда была безопасным местом. Судя по записям английских коронеров, младенцы, прикованные к колыбели, были чрезвычайно уязвимы для домашних пожаров, особенно когда они оставались без присмотра. Уильям Сененок и его жена оставили своего ребенка Люси на попечение ее старшей сестры Агнес, когда они пошли в церковь на Рождество 1345 года. Трехлетний ребенок пошел играть, и младенец сгорел заживо. Тем не менее нам следует с осторожностью предполагать, что такие нерадивые родители были нормой или что средневековых младенцев обычно игнорировали. И юридические, и духовные власти осуждали тех, кто плохо заботился о своих детях, против них было и общественное мнение. В начале 15 века в Померании Елизавета нашла свою семимесячную дочь Маргарет мертвой в колыбели, вернувшись с вечеринки. Она и ее муж были в отчаянии, потому что это был второй ребенок, которого они потеряли; их маленький сын умер, упав в кипящую воду. Теперь супруги боялись, что люди скажут: «Смотрите! Придя с вечеринки, они снова забыли о своем ребенке». К счастью для всех заинтересованных, ребенок чудесным образом ожил благодаря вмешательству Святая Дороти фон Монтау.

Даже родителей, которые остались дома со своим ребенком, можно было бы критиковать, если бы они не уделяли ему достаточно внимания, поскольку споры о том, следует ли оставлять младенцев плакать, очень стары. Несколько медицинских экспертов предложили им дать немного поплакать перед кормлением; это было хорошо для них, потому что выделяло вредные излишки, которые могли препятствовать пищеварению. Но другие беспокоились, что плач — это пустая трата дыхания, и было общепризнано, что для ребенка важно поддерживать эмоциональное равновесие, а опекунам советовали не пугать своих подопечных.

Более того, существует множество свидетельств того, что средневековые родители делали все возможное, чтобы воспитывать своих детей и проводить с ними время. Когда средневековые женщины описывали прошлые события, они часто упоминали младенца, которого в то время держали на руках, как, например, когда Гийеметта Клерг рассказала инквизиции, как она «стояла на площади в Монтайю с моей маленькой дочерью на руках». Савонарола велел женщинам играть со своими младенцами, и его предложения неподвластны времени: повесьте интересный предмет, чтобы он следил за ним глазами; двигайте его руками и щекочите его; или поднимите его на ноги и слегка подпрыгните. В идеале окружающая среда ребенка должна быть стимулирующей, с интересными картинками и красочными тканями, и хотя средневековых детских игрушек сохранилось немного, мы знаем, что погремушки иногда привязывали к колыбелям.

Средневековый уход за детьми, изображение №4

Как и мы, средневековые родители были озабочены тем, чтобы научить своих малышей говорить, хотя некоторые из их методов сейчас кажутся довольно неортодоксальными. Одним из популярных методов поощрения развития речи было натирание рта и особенно десен маслом и медом. Считалось, что это способствует росту зубов, появление которых облегчит речь. Кроме того, нужно петь ребенку и разговаривать с ним, повторяя простые слова, такие как «мама» и «папа», которые не заставляют язык слишком много двигаться. В своей энциклопедии XIII века англичанин Варфоломей описывает, как няни шепчут и шепелявят детям, чтобы помочь им говорить, хотя не все одобряли эту практику: сэр ТомасЭлиот, один из первых педагогов эпохи Тюдоров, описывал детский лепет как привычку «глупых женщин». Отцы также должны были сыграть свою роль, правильно говоря в компании своих детей. Содержание, а также точность их разговора имели значение, и флорентийский гуманист 15-го века Маттео Пальмьери выступал против родителей, которые смеялись, когда маленький ребенок произносил непристойное или богохульное слово, и которые учили младенцев делать грубые жесты по отношению к своим матерям.

Обучение ходьбе было еще одним ключевым навыком, и описание этого процесса, данное Савонаролой, знакомо каждому, кто когда-либо проводил время с малышом. Сначала его следует подтолкнуть пройтись вдоль мебели, а затем уговорить подойти к вам: назвать его имя или предложить соблазнительный предмет. Он подчеркивает, что кто-то всегда должен быть готов поймать его, когда он падает, предостерегает от ведения его за руки (что может повредить его плечи) и даже предлагает использовать небольшую тележку, чтобы помочь ему в его усилиях. Средневековые рукописи содержат многочисленные рисунки ходунков, мало чем отличающиеся от тех, которые до сих пор используются для обучения детей ходьбе.

Таким образом, многочисленные факторы подчеркивают сходство между средневековым и современным опытом ухода за ребенком.

Источник: https://aeon.co/essays/medieval-babycare-from-breastfeeding-to-developmental-toys

Перевод: Чурикова Лариса


Другие статьи по этой теме

Возврат к списку




×
Вход на сайт