Как проблемы раннего возраста влияют на то, как дети сосредотачиваются, встречают день

11.10.2022
Как проблемы раннего возраста влияют на то, как дети сосредотачиваются, встречают день

Невзгоды в раннем возрасте, как правило, влияют на функциональные навыки ребенка — например, на его способность концентрироваться или организовывать задачи.

Такие переживания, как бедность, нестабильность в семье, развод родителей или злоупотребление психоактивными веществами, также могут привести к изменениям в химическом составе мозга ребенка, приглушая действие гормонов стресса. Эти гормоны повышаются, чтобы помочь нам справиться с трудностями, стрессом.

Вместе эти воздействия на функциональные навыки и гормон стресса создают «эффект снежного кома», усугубляя социальные и эмоциональные проблемы, которые могут продолжаться в детстве. Недавнее исследование Вашингтонского университета показывает, как невзгоды могут изменить качество развития детей.

“Это исследование демонстрирует, как невзгоды влияют на множество систем внутри ребенка”, - сказала ведущий автор исследования Лилиана Ленгуа (Liliana Lengua), профессор психологии Калифорнийского университета и директор Центра благополучия детей и семьи (the Center for Child and Family Well-Being). “Нарушение нескольких систем самоконтроля, как преднамеренных усилий по планированию, так и автоматических реакций гормона стресса, запускает каскад нейробиологических эффектов, которые начинаются в раннем возрасте и продолжаются в детстве”.

В исследовании, опубликованном 10 мая в журнале «Development and Psychopathology», оценивали 306 детей с интервалами более двух лет, начиная с 3-летнего возраста и до 5,5 лет. Дети принадлежали к разным расовым, этническим и социально-экономическим группам, при этом 57% считались малообеспеченными или находящимися на грани бедности.

Доход был ключевым показателем невзгод. Кроме того, матери детей были опрошены о других факторах риска, которые были связаны с плохим состоянием здоровья и поведением детей, включая о смене семьи, нестабильности в семье и негативных жизненные события, такие как жестокое обращение или лишение свободы одного из родителей.

На основании этих данных команда Ленгуа проверила фкнкциональные навыки детей, применяя серию упражнений, а также с помощью образцов слюны определила гормон реакции на стресс, называемый суточным кортизолом.

По словам Ленгуа, гормон, который “помогает нам справиться с трудностями”, кортизол имеет тенденцию следовать ежедневной или суточной схеме: он повышается ранним утром, помогая нам просыпаться. Он наиболее высок утром — думайте об этом как о энергии, необходимой для встречи нового дня, — а затем начинает падать в течение дня. Но картина отличается у детей и взрослых, которые сталкиваются с постоянным стрессом, сказала Ленгуа.

“Что мы видим у людей, испытывающих хронические невзгоды, так это то, что их утренний уровень довольно низок и остается неизменным в течение дня, каждый день. Когда кто-то постоянно сталкивается с высоким уровнем стресса, реакция на кортизол становится невосприимчивой, и система перестает реагировать. Это означает, что у них нет того уровня кортизола, который им необходим, чтобы быть бодрствующими и эмоционально готовыми к решению проблем”, - сказала она.

Чтобы оценить функциональные навыки, исследователи выбрали занятия, ориентированные на дошкольников, которые измеряли способность каждого ребенка следовать указаниям, обращать внимание и совершать действия, противоречащие импульсу. Например, в игре под названием “Голова-пальцы ног - колени-плечи” детям говорят делать противоположное тому, что говорит им исследователь — если исследователь говорит: “прикоснись к своей голове”, ребенок должен коснуться своих пальцев. В другом упражнении дети взаимодействуют с двумя куклами — обезьяной и драконом, — но предполагается, что они должны следовать только инструкциям, которые дает обезьяна.

Когда дети отлично следуют инструкциям в этих и подобных мероприятиях, они, как правило, обладают лучшими социальными навыками и управляют своими эмоциями в стрессовых ситуациях. Дети, которые хорошо справляются с этими заданиями, также имеют тенденцию к более типичному уровню суточного кортизола.

Но дети, которые в семьях с более низким доходом и более тяжелыми жизненными обстоятельствами, как правило, имеют как наиболее низкую исполнительную функцию, так и нетипичный суточный уровень кортизола. Каждый из них способствует возникновению большего количества проблем с поведением и снижению социально-эмоциональной компетентности у детей, когда они собираются пойти в детский сад.

Исследование показывает, что низкий доход и невзгоды не только влияют на адаптацию детей, но также воздействуют на систему саморегуляции, которая затем усугубляет проблему адаптации детей. «В совокупности это похоже на «эффект снежного кома», когда побочные эффекты складываются вместе», — сказала Ленгуа.

В то время как прошлые исследования указывали на влияние неблагоприятных факторов на исполнительную функцию и на специфическую взаимосвязь между кортизолом и исполнительной функцией, это новое исследование показывает дополнительные эффекты с течением времени, сказала Ленгуа.

“Функциональный навык - это показатель, который указывает на работоспособность когнитивной регуляции. Кортизол - это нейроэндокринная реакция, автоматическая реакция, и эти два фактора последовательно проявляются как связанные друг с другом и влияющие на поведение детей”, - сказала она.

По словам Ленгуа, исследование может быть использовано для информирования родителей, воспитателей и учителей. Безопасная, стабильная среда, а также позитивные, заботливые методы воспитания способствуют развитию детей.

Исследование финансировалось Национальным институтом здоровья детей и человеческого развития (the National Institute of Child Health and Human Development). Соавторами были Стефани Томпсон (Stephanie Thompson), Эрика Руберри (Erika Ruberry) и Мелани Кляйн (Melanie Klein) с факультета психологии Калифорнийского университета; Линдси Моран (Lyndsey Moran) из Бостонского центра изучения детей; Морин Залевски (Maureen Zalewski) из Университета штата Орегон; и Кара Кифф (Cara Kiff) из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.

Перевод Елена Толстоухова

Оригинал

Изображение от user15285612 на Freepik

Другие статьи по этой теме

Возврат к списку




×
Вход на сайт