Инженерный центр «РадиоЛевша»

19.07.2023
Инженерный центр «РадиоЛевша»

Шёл самый обычный день в детском инженерном центе «РадиоЛевша», где школьники очередного ЦО рассматривали экспонаты музея радиоэлектроники и вычислительной техники. Экскурсии здесь проводят воспитанники центра, сегодня это Лера.

- А что это такое?

- Ну, можно сказать, что это дедушка дискет… Такой вот была мечта любого программиста или инженера в 70-х годах прошлого века.

- Ой, а это что за коробка с кругляшом и циферками по кругу?

- Это дедушка вашего телефона…

- А можно по нему позвонить?

- Конечно можно, но только в соседнее помещение, или вот на этот первый факс и автоответчик, у нас тут своя АТС.

- А вот это что такое и почему на почётном месте?

- А это первый микропроцессор… пра-пра-пра-пра… дедушка того процессора, который сейчас трудится в вашем компьютере дома.

- А на нём делали компьютеры?

- Да, вот он, можно включить и посмотреть, как он работает.

Стайка ребятишек с восторженными глазами столпилась на выход из музея. Лере 15 лет, и это одна из первых проведенных ею экскурсий. Юный экскурсовод с доброй улыбкой провожала глазами очередную группу экскурсантов. Полтора года назад она пришла в инженерный центр «РадиоЛевша» вслед за своим братом Степаном, чтобы попробовать себя в чём-то новом и интересном. Немного поучилась, попробовала. Ничего, классно, и ребята интересные. А уж когда Лера послушала грампластинку, услышала, как играет ленточный магнитофон в музее… Уходить уже не захотела. Решила позаниматься и осталась. На протяжении года Лера посещала занятия по вечерам два раза в неделю. Появились свои проекты и первые реализованные идеи. Сначала очень простые, не невероятные, но зато полезные и нестандартные. Поучаствовала в выставке «Рационализатор и изобретатель». Поняла свои недочёты. Для этого и участвуем в конкурсах и соревнованиях – чтобы и себя показать, и других посмотреть. А теперь хочется большего, и после очередной экскурсии она идёт к столу с линейкой и штангенциркулем. Нужно придумать конструкцию, начертить чертёж, написать программу для ЧПУ станка… Не самые сложные задачи, хотя в первый раз они кажутся практически невыполнимыми. Но глаза боятся, руки чешутся, и потихоньку задачки решаются шаг за шагом. Будет и «аленький цветочек», и радость, и удовлетворение от очередного успеха.

Когда Лера пришла в первый раз, то думала, что девочка не может быть инженером, да и с математикой у нее была не самая крепкая дружба. А уж программировать могут только избранные, считала она. Но более старшая девушка, Виктория, закончившая обучение в центре и по-волонтерски продолжившая работу в центре, показала ей свой первый «кубик» 2х2х2, второй «кубик» 3х3х3, третий 5х5х5, и, наконец, венец стараний – 8х8х8 светодиодов, переливающийся разными состояниями и фигурами. Завораживающий невероятностью своих эффектов.

Родилась своя мечта и идея. Нужно попытаться построить. Конечно самой и своими руками. А тут придётся и пилить, и сверлить, и чертить, и программировать, и руками, и на станках… и дизайн. Да ещё и в музее. Здесь, в центре, происходит маленькое волшебство: рождаются будущие инженеры, или, может, программисты, или… Кто-то из воспитанников сумеет выбрать свою профессию, и именно техническую, а кто-то просто получит бесценный опыт и уверенные знания, которые помогут в будущем.

А в музее через день снова экскурсия, и снова будет очередь Валерии вести ее и отвечать на вопросы детей:

- Ой, а это что за штучка светится?

- А тут зачем эта железочка торчит?

Конечно, Лера ещё сама не всё знает, ей нужно готовить и новую экскурсию по другой тематике, и заниматься своим проектом. Главное - не опускать руки и не бояться.

Сейчас Лера с удовольствием посещает летние занятия, старается за лето сделать часть своего проекта, потому что возможностей побольше.

Наряду с Лерой на занятия пришли новенькие ребята, которым пока еще всего по 10 лет, впервые взяли в руки паяльник. Это будущие воспитанники, если решат, что это им интересно. А сейчас это новички, впервые взявшие в руки паяльник. Ой, сломалось, ах, не получилось, ай-яй-яй… уронил. Конечно не всё и не сразу получится. Однако все ребята находят для себя интересное, кто-то начинает дружить, да так, что и в лагеря ездят с удовольствием вместе. Вместе на конкурсы, соревнования, вместе изучают новое. Учатся помогать друг другу. Начинают выбирать себе будущую профессию и искать себя в увлекательном мире техники, науки, а кто-то и в литературе.

А начинается интерес с музея, с юного экскурсовода, мальчика или девочки немного старше, но рассказывающего что-то необычное и интересное. Пройдёт время, и они тоже будут этими экскурсоводами… и снова придут маленькие начинающие «паятели», программисты, инженеры.

И будут делать свои первые шаги в электронике, постигать азы инженерного дела и выбирать, кем же он станет в будущем: инженером, программистом, системщиком, экскурсоводом, дизайнером, писателем, историком.

- Федя, твоя машинка уже 40 минут едет к финишу…

- Илья, а чего твой робот крутится на месте?

Смотрите, смотрите, а у Влада-то машинка-робот уносится с пути аж с «буксом»! Быстрая, но неточная. А у Стёпы не доехала, «забыла», что надо делать …

- Валерия, а твоя машинка приехала первой…

- Эх, Дима, с места не тронулось твоё творчество.

Обычные заключительные соревнования по программированию Arduino машинок Robobug для скоростного прохождения трассы с препятствиями. В конце учебного года небольшой праздник, да и просто повод посоревноваться. Смешно, весело, кому-то обидно, что проиграл, но виду не подает. Это всё воспитанники, некоторые уже имеющие какие-то достижения.

Дима пришёл в центр вместе с папой. Папа, конечно, на занятия не ходил, но вот создавать первую поделку Дмитрию помогал, ну не хватало сил ещё у Димки ни отверстие просверлить в металле, ни согнуть его, а желание что-то создать и научиться чему-то было. В итоге – успешное выступление на выставке «Изобретатели и рационализаторы». Поделкой теперь пользуется весь центр, а юноша работает над полностью своей конструкцией, теперь с управлением микроконтроллером, с серьёзной мощностью, 15-20 ампер такой блок будет выдавать, не напрягаясь. Пока не всё получается, не хватает знаний, опыта, но…

Неплохой задел знаний по физике в школу. И уже серьёзный опыт. Но вот незадача – на соревнованиях в конце года проиграл Димка, не смог удачно запрограммировать своего робота. Но руки он не опустил, и вот всё лето работает над новым проектом и догоняет других в программировании. Хорошо, что летом нет школы.

Каждый из воспитанников имеет свою маленькую историю о том, как пришёл в центр, чего достиг, чему научился. Можно про каждого написать свой рассказ. Не это главное, а то, что ребята занимаются интересным делом, пробуют себя в разных технических направлениях, и, кто знает, может однажды появится знаменитый историк развития техники Илья или выдающийся аналитик Фёдор, или, может быть, просто очень хороший инженер Дима… Это очень важно, что ребята и учатся, и находят себя.

Инженерный центр «РадиоЛевша»


Другие статьи по этой теме

Возврат к списку




×
Вход на сайт