Вестибулярный аппарат, обучение и мозжечок

31.05.2025
Вестибулярный аппарат, обучение и мозжечок

Скоро лето, за которым начнётся очередной учебный год. И опять пойдут в школу ученики. И будут среди них те, кто первый раз сядут за парты. И начнутся новые проблемы, а для кого-то просто обострятся старые. Будут недовольны учителя, будут недовольны родители. И те и другие будут недовольны результатами маленьких людей, пришедших за парты. К сожалению, есть такие проблемы, на решение которых учитель даже самый распрекрасный никаким образом повлиять не может. А вот родители могут. К сожалению, могут, но не знают как, не представляют, с какого конца распутывать тот ворох проблем, что у кого-то уже случился, а у кого-то еще только впереди. И сейчас летом самое время начать распутывать все эти проблемы, не дать новому учебному году накатать новые проблемы на клубок старых.

Конечно, для разных проблем есть разные методы решения. Но я сегодня хочу рассказать об универсальном и очень полезном методе, который пригодится для решения многих проблем в обучении.

Как я писала уже ранее, у многих учеников, особенно начальной школы, наблюдается недостаточность вестибулярного аппарата. Такие дети не специально постукивают карандашом по парте, а стимулируют свой вестибулярный аппарат, пытаются "подписать" его, дать дополнительную энергию. А также выполняют множество отвлекающих и раздражающих действий, которые необходимы им для сохранения включенности в процесс обучения.

Работа вестибулярного аппарата тесно связана с работой мозжечка. Как можно прочитать в энциклопедии "он (мозжечок) занимает около 10% объёма мозга, но при этом содержит более половины всех нейронов центральной нервной системы". И это абсолютная правда.

Опять-таки из энциклопедии: "Мозжечок оказывает регулирующее воздействие на двигательную сферу, поддерживает мышечный тонус, обеспечивает удержание равновесия, координацию и синхронизацию движений. Регулирующие воздействия распространяются на мимические мышцы, артикуляционную мускулатуру и голосовые связки в том числе".

Для того, чтобы ребёнок научился писать, необходимо, чтобы он мог совершать плавные движения рукой. Для того, чтобы он мог четко и правильно говорить, необходимо научить речевой аппарат плавным, ритмичным движениям. Понятно, что для успешного обучения в школе правильная внятная речь и понятный почерк, необходим. Конечно, можно утверждать, что учитель не должен оценивать как написано, а должен оценивать, что написано. Но если учитель не может понять какая перед ним цифра «1» или «4», то очевидно, что это создает сложность не учителю, а ученику в первую очередь. Обратите внимание, что даже на ОГЭ и ЕГЭ ученик ОБЯЗАН правильно заполнить бланк ответов. И если система при сканировании воспримет его «1», как «4», то ученик просто не получит свой балл. И апелляция не поможет, так как апелляция к первой части не принимается.

Поэтому необходимо изначально стремиться научить ребенка правильно и аккуратно писать. Для успешного формирования навыка письма необходимо несколько важных моментов.

Во-первых, своевременность. Очень часто родители, да и многие педагоги дошкольного образования грешат спешкой. Они торопятся начать учить писать письменные буквы. Но почему-то никто не предлагает бежать ребенку стометровку в возрасте года, а учить писать в четыре готовы начать. При этом есть разные тенденции, поддерживание в том числе и педагогами, что писать надо, например, перьевой ручкой или даже обычным пером. На самом деле не принципиально чем писать, на чем писать. Важно, когда писать. Начинать писать надо, когда для этого готова рука и голова. Обычно эта готовность наступает по исследованиям нейропсихологов МГУ ближе к 7 годам. Именно поэтому настоятельно не рекомендуется начинать писать прописные буквы детям раннего возраста. Вместо того, чтобы заставлять малыша выписывать пером крючки, просто дайте его цветные карандаши (не самые мягкие) и пусть он рисует именно карандашами, а не фломастерами, маркерами, красками и прочим.

Во-вторых, крепость кистевой аппарата. Вся рука, включая кисть, запястный сустав, должна быть готова к письму. Ребенок должен свободно и уверенно пользоваться рукой. Как это проверить? Очень просто. Ребенок отлично пользуется столовыми приборами. Он умеет играть с теннисным мячом. Сбор пазл, мозаики не вызывает сложности. Он, может быть, даже умеет плести или вязать.

В-третьих, мозжечок готов управлять рукой и готов к плавным движениям. А вот натренировать мозжечок можно через тренировку вестибулярного аппарата. И если до этого момента родители чаще всего соглашаются, то с методами тренировки и подготовки мозжечка начинаются наибольшие сложности. Почему? Потому что это сложнее. И не очень понятно.

Как же это сделать? Самое простое – научить ребенка держать равновесие. К сожалению, ни учитель, ни воспитатель в саду, ни педагог дополнительного образования сделать этого не смогут. А вот родитель сможет. Просто дайте ребенку вместо трехколесного самоката обычный двухколесный. Конечно, сначала будет сложно. Надо же не просто толкаться ногой, что ребенок уже умеет делать. Надо держаться ровно, подстраивать положение своего тела под неровности дороги, добиться автоматического переноса веса тела с одной стороны на другую. Но постойте, а какая часть мозга должна заниматься решением этой задачи? Правильно! Мозжечок. Именно он тренируется, когда ребенок учится держать равновесие. Мозжечок развивается, как и любой отдел мозга, только когда ему дают такую возможность. И первым шагом для такого развития является отказ от трёхколёсного самоката.

Безусловно, это только первый шаг. Но этот навык становится незаменимым помощником в формировании успешного навыка правильного письма.

Автор Екатерина Гаврилина

Изображение сгенерировано нейросетью


Другие статьи по этой теме

Возврат к списку



×
Вход на сайт