В журнале Learning and Individual Difference были представлены данные научной работы, направленной на изучение взаимосвязи между наличием творческих навыков и чувством одиночества у учеников начальных классов. Было выяснено, что дети, обладающие высокими творческими навыками, редко ощущают одиночество. Исследователи предположили, что это может быть связано с тем, что творческие дети лучше понимают свои переживания, убеждения и позицию окружающих, что снижает чувство одиночества.
Творчество — это умение придумывать новые идеи и находить необычные решения. Этот навык позволяет людям связывать воедино разные вещи и создавать новые подходы к проблемам. Творчество важно как в сфере искусства, так в научной области и в быту. На творческое начало воздействуют любопытство, желание узнавать новое и умение быстро менять мысли.
Несмотря на то, что некоторые люди креативны с рождения, любой человек может развить свои творческие способности через познание нового и знакомство с разными взглядами на изученное. Нейропластичность — это умение мозга меняться и приспосабливаться. Когда мы учимся чему-то новому, мозг создает новые связи и улучшает старые, чтобы лучше справляться с задачами. Такая деятельность пробуждает креативность, нестандартность подхода к мышлению и поиску решений.
Исследование Джоанны Смогоржевской показывает, что творчество дарит детям радость и вдохновение, улучшая качество их жизни. Однако влияние детского творчества на школьную жизнь пока плохо изучено. Ученые решили выяснить, как связаны творческое развитие ребенка, его понимание окружающих и переживание одиночества среди сверстников.
В научной работе под творчеством подразумевалось развитое воображение и умение детей мыслить нешаблонно. «Теория разума» трактовалась как способность понимать, что другие люди имеют собственные убеждения, переживания и желания, отличающиеся от наших собственных. Было выдвинуто предположение, что творческие дети могут демонстрировать более высокий уровень развития теории разума, что способно влиять на меньшее ощущение одиночества.
В научном проекте приняли участие 743 ученика младших классов из 16 польских школ, среди которых большинство составляли девочки (412 детей). Все дети свободно владели польским языком, а их средний возраст равнялся девяти годам.
Для проведения эксперимента дети выполнили опрос, который заключался в выявлении их креативности (быстрота придумывания идей, насыщенность и выразительность образов, умение изменять и развивать придуманные идеи) и обладания навыками в сфере теории разума, также ученики заполнили шкалу одиночества и социальной неудовлетворенности.
По результатам исследования выяснилось, что уровень творческих способностей не влияет напрямую на ощущение одиночества, но есть очень слабая связь между ним и способностью к пониманию чужого сознания. Говоря проще, учащиеся с более развитым умением распознавать чувства других несколько реже страдали от одиночества.
Ученые проверили гипотезу, что творчество помогает лучше понимать других, а это уменьшает переживание одиночества. Статистический анализ подтвердил вероятность взаимосвязи этих психологических феноменов.
Масштабный опрос школьников выявил положительную связь между подвижностью мышления, творческой фантазией и умением понимать чужие мысли и чувства («теорию разума»). Эти качества помогают ребенку легче строить отношения и меньше испытывать опустошенность. Чем лучше ребенок понимает других, тем ниже его ощущение одиночества. Развитое творческое начало также ослабляет переживание одиночества, хотя эта связь проявляется через улучшение понимания мыслей и состояний окружающих.
Исследование показало небольшую связь между наличием креативности у детей и ощущением одиночества, но не доказало прямую зависимость. Нужны дополнительные исследования.
Более ранние научные исследования демонстрировали, что немало людей с развитыми творческими способностями имели непростое детство. Значительная часть знаменитых творцов уходила от реальности с помощью своего внутреннего мира, где могли свободно реализовывать свои способности.
Материал подготовила София Барлет
Изображение сгенерировано нейросетью
Мероприятия проводятся при финансовой поддержке министерства внутренней политики и развития местного самоуправления в Тульской области и Фонда президентских грантов.
Требовательность и перфекционизм родителей влияет на умение детей дружить и прощать
Семья будущего: от внешних норм к осознанному выбору
Сдать экзамен без лишних переживаний
Тула. Немного фактов из истории
Роль экскурсий в развитии школьников
Жемчужина Тулы - Центральный парк культуры и отдыха
Памятка для родителей: Что полезного экскурсии дают детям