Психическое здоровье и стигматизация не всегда являются исключительно личными вопросами

06.10.2025
Психическое здоровье и стигматизация не всегда являются исключительно личными вопросами

Спустя годы после смерти моего отца, моя семья просматривала коробки с его военными документами, фотографиями, запечатлевшими его дисциплину, службу и самопожертвование. Его смерть потрясла всех нас. Но среди документов нашли старую медицинскую карту, в которой выделялась одна фраза: «легкая форма шизофрении». Мой старший брат рассказал о находке и это шокировало меня. Этот диагноз прозвучал неожиданно и пугающе. У меня возникло множество вопросов. Кто поставил ему это заболевание? Что это для него означало тогда, особенно в то время, когда о психическом здоровье едва ли шептались? Что он сам об этом думал? Почему мы не знали?

Годы спустя, мой старший брат, тяжело переживавший смерть отца, получил тот же диагноз. Внезапно эта похороненная в записях моего отца строчка стала не просто деталью, а чем-то большим. Как только прозвучало слово «шизофрения», я почувствовал, как что-то сильно изменилось, возможно, по-разному преобразуя всех нас. Я размышлял о том, как само навешивание ярлыка диагноза могло ополчить против моего отца и брата, как это изменило наше восприятие самих себя, заставив почувствовать себя более уязвимыми и, возможно, менее стойкими, чем мы когда-то считали. Тогда было столько мыслей.

Сегодня, будучи более осведомленным в вопросах психического здоровья благодаря годам обучения и опыта, я узнал от многих клиентов, с которыми работал, что бремя проблем с психическим здоровьем сопряжено имеет повышенную динамику, поскольку различные степени воздействия могут влиять на все — от повседневных функциональных навыков до основного качества жизни, вплоть до восприятия себя, как внутреннего, так и социального (Schoemaker et al., 2022). Стигматизация — это не однообразное явление, скорее, она пересекается с очень многими вещами. Для многих это начинается с самого себя, где стигматизация становится глубоко внутренней.

Эффект кривого зеркала

Стигматизация — это, по сути, «психологический разрыв» между идентичностью и принятием, который разрушает перспективу. Подумайте о метафоре «кривого зеркала», которое искажает, представляя сильно искривлённое отражение, состоящее только из преувеличенных недостатков. Стигматизация меняет нашу психологию и накладывается слоями на социальную динамику, затрагивая различные культуры, несправедливо воздействуя на личностные черты, социальные недостатки или групповую идентичность (ВОЗ, 2022).

Многие люди, столкнувшиеся с этим, говорят, что стигматизация, с которой они имели дело, невероятно болезненнее, чем сами симптомы (Thornicroft et al., 2022). Важным аспектом, влияющим на уровень стигматизации, является заметность проблемы психического здоровья для окружающих. (Carel et al., 2025). С этой целью исследователи выделили четыре важные, различные формы стигматизации:

  • Самостигматизация (связанная с внутренним стыдом)
  • Общественная стигматизация (распространённость негативного отношения в обществе)
  • Структурная стигматизация (препятствия в институциональных системах)
  • Стигматизация по ассоциации (негативное влияние близости и взаимоотношений)

Понимание того, что такое стигматизация, является ключом к устранению барьеров, которые могут помешать людям искать поддержки, открыто высказываться или чувствовать себя значимыми.

Формы стигматизации и на что обращать внимание

Самостигматизация

«Я думала, что если никому не расскажу, то все само пройдет. Но молчание только усугубило ситуацию».

Самостигматизация обычно проявляется в усилиях подавления, направленных на то, чтобы скрыть осознание проблемы, сохраняя молчание или избегая обращения за помощью, из-за внутреннего страха осуждения, или сводя к минимуму симптомы и, возможно, изолируя себя. Подавление — это отказ признать чувства, связанные с каким-либо переживанием, и оно может вызвать у человека эффект «снежного кома».

Общественное осуждение

«На работе никто не спрашивает, как у тебя дела на самом деле. Люди могут видеть, что ты испытываешь трудности, но стесняются о чем-либо спрашивать. Это похоже на стену, через которую ты не можешь перепрыгнуть».

Эта форма стигматизации является внешней стороной проблемы, где общество становится активирующим фактором, способствующим стигматизации через действия и поведение людей. Коллеги, друзья и сообщество могут прибегнуть к избеганию общения, отвлечению, смене темы разговора. Они могут говорить банальности или замалчивать проблему. Также могут проявляться микроагрессия и доброжелательное стигматизирующее поведение («ты такой смелый»).

Структурная стигматизация

«Система не говорила "ты не имеешь значения", она просто никогда не говорила "ты имеешь"».

Стигматизация может быть встроена в политику компании, скрыта в ее системах, а иногда и скрыта под маской институциональной культуры. Вы можете убедиться в отсутствии ресурсов в области психического здоровья, средств защиты или адвокации. Это может проявляться в культуре «бравады», где преобладает установка «будь стойким», или быть незамеченным из-за организационных слепых пятен и даже нежелания компании более глубоко изучать психическое здоровье и благополучие сотрудников. Это также может проявляться в пассивной среде по принципу «не спрашивай, не говори».

Стигматизация по ассоциации

«Я не знал, можно ли вообще об этом говорить. Это была не моя история, но она была частью моей жизни и в конечном итоге сформировала ее часть».

Семья и ближайшие опекуны могут испытывать вторичную стигматизацию. Она возникает, когда на людей навешивают ярлыки в силу близости и родства. Это может проявляться в распространении сплетен через знакомых, исключение из общественных мероприятий и многом другом. Лица, осуществляющие уход, могут попытаться восстановить контроль, скрывая обстоятельства, отстраняясь от друзей или изолируя себя, пытаясь помочь члену семьи. Можно избежать привлечения ресурсов для адвокации из-за опасений, что общественность «узнает». В этом случае болезненным конфликтом становится противостояние лояльности семьи и давления со стороны общества.

Переосмысление стигматизации

Рефрейминг (от англ. frame — «рамка») — это стратегия по изменению внутреннего нарратива. Если молчание — это молот, которым владеет стигма, то рефрейминг — это его противодействие. Переосмысление может стать отличным средством, нарушающим тишину, проявляющимся в актах товарищества, рассказывании историй, адвокации, реформировании, создании социальных сетей, одобрении со стороны опекуна, терапевтической рефлексии, сострадании к себе и «присвоении названия переживанию». Каждый раз, когда мы выступаем, будь то на терапии, в опросах на рабочем месте или в обществе, мы можем изменить ход стигматизации.

Перевод Елизавета Потыка

Оригинал https://www.psychologytoday.com/us/blog/more-than-a-feeling/202508/mental-health-isnt-always-private...

Изображение сгенерировано нейросетью

Мероприятия проводятся при финансовой поддержке министерства внутренней политики и развития местного самоуправления в Тульской области и Фонда президентских грантов.


Возврат к списку



×
Вход на сайт