Система инклюзивного образования создана для уравнивания возможностей получения знаний детьми с особенностями развития и детьми без трудностей в обучении. Московский государственный психолого-педагогический университет провёл исследование об особенностях формирования мышления у детей с трудностями развития. Исследователи кафедры специального (дефектологического) образования университета. Людмила Тишина и Анастасия Андриашина провели сравнение формирования умственной деятельности у детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) и у детей с задержкой психического развития (ЗПР). В исследовании участвовали более 50 московских школьников 3-х классов, получающие коррекционную поддержку, на основе индивидуальных адаптированных учебных программам.
Шаг 1: учёные анализировали письменные работы обучающихся и отмечали, какие ошибки и насколько часто делали дети. Это позволило увидеть схожесть в нарушениях письма у школьников с ТНР и ЗПР.
Шаг 2 : Исследователи определили насколько сформированы мыслительные операции, с помощью методики «Классификация предметов».
Школьникам предоставляли рисунки различных предметов и:
Шаг 3: Сопоставление результатов.
Анализ качества выполнения заданий показал:
|
|
Трудности в словесном объяснении своих действий, подборе обобщающих понятий |
Трудности в работе с карточками(наглядный материал) |
|
Дети с ТНР |
Есть |
Нет |
|
Дети с ЗПР |
Есть |
Есть |
Индивидуальный поход в обучении детей со сложностями развития, а также учёт особенностей их речевого и когнитивного процесса необходим. Итоги изучения этого вопроса можно изучить в журнале «Клиническая и специальная психология».
Материал подготовила Елизавета Александрова
Изображение сгенерировано нейросетью
Психологи выяснили: время отхода ко сну влияет на поведение детей
23.07.2025
Нейросеть, умеющая расшифровывать детские рисунки
08.07.2025