Дискалькулия

25.11.2022
Дискалькулия

Многим родителям сейчас знакомо слово дисграфия. Многие слышали и о дислексии. Сейчас модно многословно и немного нудно рассуждать и рассказывать о том, что это такое и можно ли помочь ребенку преодолеть эти дис…, что делать, чтобы скомпенсировать эти дис…, если их обнаружили. Но сегодня я хочу рассказать не о них. А о дис… чуть менее известной, а потому отрицаемой многими родителями. Это дискалькулия.

Дискалькулия – это сложности в освоении математики и работе с цифровым материалом.

- О, это мой случай! – скажет половина читателей.

И большая часть из них ошибется. Дискалькулия – это не не просто красивое слово, это особенность работы головного мозга, когда часть его блоков не в состоянии синхронно и правильно взаимодействовать с другими блоками мозга. Да, это диагноз. Да, это можно корректировать.

Точно также, как и дисграфию, никто не может поставить данный диагноз малышу. И не потому, что ленивый, а потому, что о дискалькулии можно говорить только тогда, когда навык сформирован, должен быть успешно сформирован, но так и не реализовался. Если ребенок не умеет складывать двузначные числа в уме – это не дискалькулия, просто ребенок не научен навыкам устного счета. Если ребенок не может решить задачу – это не дискалькулия, просто ребенка не научили находить в тексте задачи опорные слова и выстраивать алгоритм решения.

Когда же тогда можно говорить о дискалькулии? Когда ребенок совершает систематически, регулярно одни и те же ошибки: он путает написание букв, не может определиться, где верх тетради, а где левая ее сторона, сколько клеточек отступать и в какую сторону, не может прочитать число, отличить квадрат от круга для него также сложно, как для неспециалиста угаритское письмо от демотического. Обычно, говорить о дискалькулии, как и о прочих дис… можно не ранее конца второй четверти второго класса. Хотя сейчас многие специалисты склоняются к тому, что такой диагноз допустимо ставить не ранее 3 класса.

Но это вовсе не означает, что дискалькулию нельзя заподозрить значительно раньше. Можно! И даже нужно. Потому что, чем раньше начнется коррекция, тем меньше учебного материала будет упущено, тем эффективнее и безболезненнее для ребенка будет обучение в школе. К сожалению, большинство школ не предназначено и не способно обучать детей с данной проблемой. Поэтому к коррекции необходимо приступать уже с 5 лет, чтобы помочь ребенку максимально беспроблемно начать обучаться в школе.

Что должно насторожить родителя и заставить его задуматься о коррекции дискалькулии в дошкольном возрасте? В первую очередь это плохая ориентация ребенка в пространстве. Сложности в запоминании геометрических фигур. Неспособность правильно складывать пирамидку или монтессори- блоки.

Какие дети с точки зрения нейроподготовки к школе и основ обучения в начальной школе находятся в группе риска по дискалькулии? Те, кто изначально был искусственно ограничен в своем передвижение в пространстве. Это дети, которых оставляли в замкнутом безопасном пространстве кроватки или небольшого манежа. Дети, которые росли в ходунках, ограничивающих их передвижение в пространстве.

- Почему? И как связано ограниченное пространство и способности к изучению математики? Что за ерунда, - обычно именно такой бывает первая реакция.

К сожалению, напрямую. Ребенок познает мир через свое взаимодействие с предметами этого мира. Для начала он учится понимать, что у него есть руки, есть ноги, что он может ими пользоваться. А потом наступает этап, когда ему надо активно учиться ориентироваться в своем теле и располагать свое тело в пространстве. Ему надо научиться понимать, где верх, а где низ, что надо сделать, чтобы преодолеть порог и что такое порог в пространстве. Если ребенку некуда ползти, если он искусственно лишен возможности научиться группироваться, пользоваться по полной своим телом, пространственный навык будет не сформирован или сформирован частично. В дальнейшем сложности в ориентации в пространстве выльются в сложности ориентации на листе бумаги.

В 5 лет ребенок должен легко показывать, где у него правая рука или левая нога. Он должен четко понимать, что находится выше, а что ниже, что совсем низко. Если вдруг вы заметили, что ваш ребенок этого не умеет, не может, у него не получается, это не причина впадать в истерику. Это повод начать заниматься. Самым первым простым, с чего следует начать и что легко может делать любой взрослый вместе с ребенком – это игра «Где у меня…». Смысл игры заключается в том, что ребенок по просьбе взрослого показывает, где у него «правое колено», « затылок», «пятка», «левое веко». Можно меняться по очереди ролями: сначала просит показать взрослый, потом ребенок. Если взрослый специально ошибается, то ребенок должен заметить эту ошибку и исправить ее.

Не менее полезной может стать игра «Путы», когда ребенка заворачивают в одеяло с утяжелением (можно придумать специальные грузики по краям). И ребенку необходимо самостоятельно выбраться из этого одеяла, пользуясь своим телом.

Казалось бы, причем тут математика. А при том, что пока ребенок не научится ориентировать свое тело в пространстве, не научится воспринимать самого себя в этом пространстве, ориентироваться себя в нем, нельзя требовать, чтобы он делал то же самое в другими предметами. Поэтому первые шаги к преодолению дискалькулии начинаются именно с формирования навыка владения своим телом. Все остальное будет только следующим шагом.

Автор Екатерина Гаврилина
Изображение от Freepik

Другие статьи по этой теме

Возврат к списку




×
Вход на сайт