Зачем нужны экскурсии

09.07.2024
Зачем нужны экскурсии

«Зачем нужны эти экскурсии? Не знаете, куда деньги пристроить?» – очень часто можно услышать такую фразу от родителей детей. Часто, когда в школьных чатах поднимается вопрос об организации экскурсии, поднимается волна возмущений у родителей. Очевидно, что такие родители сами не поедут на экскурсию, не повезут своих детей и будут очень громко возмущаться о лишних тратах.


Так зачем же на самом деле нужны экскурсии? Какая от них польза и есть ли она вообще?


На самом деле любая экскурсия предполагает три основные полезности:

  • Обучение;
  • Отдых;
  • Развитие.

А если мы говорим о школьных экскурсиях, то стоит добавить еще:

  • Выстраивание внешкольных связей;
  • Сплочение коллектива;
  • Профилактика буллинга.
Разве это можно соединить? Конечно!
Любая экскурсия предполагает общение. Дети собираются вместе и в неформальной обстановке могут общаться между собой. При этом все проблемы, которые уже возникли в коллективе, которые наметились, в этот момент проявляются, словно при помощи лакмусовой бумажки. Очевидно, что если в классе наметилась жертва, что ее обязательно начнут «задевать» или игнорировать на экскурсии. В повседневной жизни класса увидеть эти «звоночки» бывает сложно и часто их пропускают даже вовлеченные родители и опытные педагоги.
И именно в такой поездке можно отметить, кого задирают, кто выступает в роли обидчика, кто отделился от класса. Такая поездка дает информации о классе и учениках больше, чем работа с классом на протяжение всей четверти.
Что же еще можно получить полезного? И есть ли польза от нешкольной экскурсии? Конечно, есть. Отдых, развитие и обучение никто не отменял. Они остаются без изменений.

Почему отдых?

Потому что это смена обстановки. Это новые впечатления. Любому человеку необходимо время от время менять окружение, оказываться в новом месте, получать новые впечатления. Особенно важно это для детей. В детском возрасте новые впечатления – это стимуляция воображения, без которого невозможно не только написать оригинального сочинения, но и решить математическую задачу. Новая обстановка заставляет наш мозг «встрепенуться», выйти из состояния «привычности», начать работать. Такая периодическая стимуляция является необходимым компонентом гармоничного развития личности.


Обучение и отдых вместе? Это как? Ошибка? Нет, никакой ошибки. Как уже отмечалось, отдых – это смена обстановки, новые впечатления. На экскурсии эти впечатления можно наиболее гармоничным образом соединить с получением или закреплением новых знаний. Тем сейчас, когда появилось огромное множество предложений по организации квест-экскурсий. Например, пришли дети по истории в 5 классе древний Египет. 


Единицы имеют возможность побывать в самом Египте и посетить, например, пирамиды. А вот попасть с Пушкинский музей в Москве есть возможность у многих. Или изучили эпоху Петра Первого, становление российской промышленности, организации заводов. Все это слова. А в Липецке есть возможность на экскурсии увидеть карту заводов, предметы труда рабочего. И вот уже не просто слова из учебника превращаются в занимательное путешествие. И увидев богиню Исиду или подержав в руках кусок руды, школьники лучше усвоят пройденный материал. Да и узнают на экскурсии куда больше, чем прочитают на страницах учебника.


А все это вместе дает толчок к внутреннему развитию ребенку, к осмыслению истории страны, родного края, своего места этом мире. И вот уже ребенок задумывается не только о покемонах, монстрах и зомби, но и многих по-настоящему значимых моментах.

А если дома его жду с экскурсии вовлеченные родители, которые с радостью выслушают о дороге, об отношениях с одноклассниками, о теме экскурсии, это вообще счастье. А если родители найдут время, силы и желание, посмотреть после посещения палеонтологического музея, например, чем диплодок отличатся от аргентинозавра, что петух является ближайшим родственником динозавра на сегодняшний момент, есть шанс, что в будущем из этого ребенка, попавшего на экскурсию получится отличный палеонтолог или даже хирург, потому что возникший интерес к вымершим животным превратится в интерес к биологии, которая приведет его в медицину.

Все это может подарить ребенку обычная школьная экскурсия и любящие родители. Неужели этого мало?


Автор Екатерина Гаврилина

Изображение сгенерировано нейросетью

Возврат к списку




×
Вход на сайт