Когда мы слышим слово кризис, мы машинально думаем о чем-то плохом. Но всегда ли кризис – это плохо? Многие слышали о возрастных кризисах. Попробуем понять, стоит ли пытаться не допускать возрастных кризисов.
Возрастной кризис – абсолютно естественный возрастной этап, в норме каждый человек проходит через кризисные периоды. Поэтому – нет, предотвращать наступление кризиса не нужно. Это затормозит развитие человека.
Возрастной психологический кризис – это этап возникновения противоречия между возникшей новой потребностью или потребностями и отсутствием способа удовлетворения этой потребности. В каждом возрастном этапе возникают специфические потребности. Таким образом, возрастной кризис знаменует переход на следующий этап развития. Если мы каким-то образом его предотвратим, мы помешаем формированию новых способов удовлетворения потребностей, новых навыков, новых психических структур, качеств личности и пр.
Например, кризис рождения. У ребенка возникает потребность жить отдельно от организма матери – самостоятельно дышать, питаться. Чем быстрее он научится это делать, тем быстрее возникнет состояние физиологической автономии. Если системы жизнеобеспечения новорожденного не включатся в автономную работу – могут быть печальные последствия. Этот кризис не совсем психологический, но тем не менее.
Далее – кризис 1 года, он связан, как правило, с началом ходьбы. Расширяется сфера двигательной и познавательной активности ребенка, ему уже не нужна мама, чтобы попасть туда, куда ему хочется: он может сам пойти, сам залезть, сам достать что-то… И ребенок, развивающийся в пределах нормы, начинает активно проявлять эти новые потребности: он самостоятельно инициирует перемещение в пространстве, самостоятельно идет, залезает, чтобы что-то увидеть, взять…
Это влияет на развитие координации движений, двигательных навыков, познавательной сферы (ощущений, восприятия, внимания, мышления), личностных качеств – самостоятельности, активности, волевой и эмоциональной сферы. Задача взрослого – не мешать ребенку проявлять эту активность, не мешать тренировать самостоятельность, обеспечивая при этом безопасность. Делать это, конечно, нелегко, потому что сфера интересов ребенка распространяется и на подоконники и на газовые плиты и на розетки.
Но нужно понимать, если мы обеспечиваем безопасность ограничением свободы передвижения, например, помещая ребенка в манеж, – мы тем самым мешаем нормальному ходу возрастного кризиса и развитию ребенка. Бывают спокойные дети, которые могу часами сидеть в манеже, занимаясь игрушками – для родителей это удобная ситуация. Но в таком случае, возрастной кризис затягивается и те навыки, которыми уже нужно пользоваться, ребенку придется наверстывать.
Потому что в ходе кризиса происходит перестройка, значительные изменения и внутреннего психического уклада и внешнего поведения человека. Был спокойный ангелочек, который спокойно сидел у мамы на руках или в стуле-няне, а теперь он маленький монстр, который везде лезет и начинает возмущаться, если его куда-то не пускают или что-то не дают. К новому поведению ребенка родителям тоже нужно привыкать, а это иногда сложно. Особенно это касается подросткового кризиса – происходят существенные изменения и в физиологии, и в психике ребенка – он начинает становиться взрослым, чувствовать себя взрослым и претендовать на такое же отношение к себе со стороны окружающих. Родителям сложно быстро перестроиться – еще недавно у них был ребенок, а теперь, оказывается, в семье еще один взрослый. Нужно время, чтобы по-новому выстроить границы. Это сложно – родители помнят, как еще несколько лет назад ребенок просился на ручки, а теперь просит, чтобы его оставили в покое.
Помочь более спокойному проживанию ребенком возрастного кризиса можно, если родители будут сохранять спокойствие, быть внимательным к изменениям, которые происходят с ребенком, прислушиваться к нему.
Материал подготовила Филиппова Светлана Анатольевна, к.пс.н., доцент, консультант Центра психолого-педагогической, методической и консультационной помощи (при ТГПУ имени Л. Н. Толстого).
Изображение ru.freepik.com
Хорошие причины детского нытья
Перевод Екатерина Царева
Речь и развитие мозга. На что обратить внимание
Автор Екатерина Гаврилина
Почему ребенок не хочет идти в школу и что делать родителям
Перевод Артем Ворошилов. Интервью с Джоном Даффи
Для чего нужны экскурсии по городу
Автор Екатерина Гаврилина
Автор Екатерина Гаврилина
Ребенок идет в первый класс. Как ему помочь?
Материал подготовила Екатерина Гаврилина
Рассказ публикуется для проекта "День Добрых Дел"
Волонтёры в помощь детям-сиротам
Рассказ публикуется для проекта "День Добрых Дел"
Рассказ публикуется для проекта "День Добрых Дел"