В целом, это не совсем типично для детей. Ведущим видом деятельности дошкольника является игра и, в принципе, не должно возникать проблем с придумыванием или воображением игровой ситуации, если таковая не создается извне. У младших школьников и у подростков тоже не должно возникать проблем с переживанием скуки: в норме должен быть 1 или несколько устойчивых интересов (чтение, рисование, компьютерные игры), помогающих ребенку находиться наедине с самим собой.
Пересмотреть собственное поведение в отношении развлечений и досуга. Не стоит стремиться к развлечениям (особенно дорогостоящим) как самоцели: оплачивая развлечения или аниматора ребенку, задайте себе вопрос, ради чего вы это делаете? Возможно, не только для того, чтобы его порадовать, но и ради того, чтобы освободить себе время или ради красивых фото в соцсетях. Взвесьте, стоит ли оно того, если цена – привычка постоянно развлекаться?
Стоит чаще просто быть вместе с семьей, ничего особенного не делая (посидеть поболтать «ни о чем» на кухне, посмотреть вместе мультфильм или сериал, пойти погулять в ближайший сквер, приготовить еду, разобрать хлам в шкафу). Покажите ребенку, что обычные дела тоже могут быть приятным времяпрепровождением. К сожалению, многие взрослые не умеют этого делать: побыть на выходных дома с семьей для многих сложнее, чем ходить на работу.
Не перехватывайте инициативу на себя каждый раз, когда ребенок жалуется на скуку, в конце концов, это его проблема и он должен научиться ее решать.
Предоставляйте ребенку время на ничегонеделание. Не пытайтесь заполнить каждую минуту развивающими играми, уроками, тренировками. Относитесь спокойно, если ребенок сидит в своей комнате и «ничем не занят» – он умеет быть наедине с собой и это уже хорошо.
Поинтересуйтесь у ребенка, что значит «скучно»? Возможно, за этим стоит какая-то другая проблема: хочется чего-то конкретного, но он не может это получить. Или переживает какую-то проблемную ситуацию и не может от нее отвлечься, или просто хочет вашего внимания.
Демонстрируйте разнообразное поведение в быту сами: если у взрослого единственное развлечение – телевизор или телефон, того же можно ожидать и от ребенка. А если телефон наскучил – него нет других примеров, чем себя занять.
Автор статьи: Филиппова Светлана Анатольевна, к.пс.н., доцент, консультант Центра психолого-педагогической, методической и консультационной помощи (при ТГПУ имени Л. Н. Толстого).
Изображение ru.freepik.com
Хорошие причины детского нытья
Перевод Екатерина Царева
Речь и развитие мозга. На что обратить внимание
Автор Екатерина Гаврилина
Почему ребенок не хочет идти в школу и что делать родителям
Перевод Артем Ворошилов. Интервью с Джоном Даффи
Для чего нужны экскурсии по городу
Автор Екатерина Гаврилина
Автор Екатерина Гаврилина
Ребенок идет в первый класс. Как ему помочь?
Материал подготовила Екатерина Гаврилина
Рассказ публикуется для проекта "День Добрых Дел"
Волонтёры в помощь детям-сиротам
Рассказ публикуется для проекта "День Добрых Дел"
Рассказ публикуется для проекта "День Добрых Дел"