Ребенок жалуется на скуку, но ничего не делает, чтобы себя занять: это нормально?

15.06.2023
Ребенок жалуется на скуку, но ничего не делает, чтобы себя занять: это нормально?

В целом, это не совсем типично для детей. Ведущим видом деятельности дошкольника является игра и, в принципе, не должно возникать проблем с придумыванием или воображением игровой ситуации, если таковая не создается извне. У младших школьников и у подростков тоже не должно возникать проблем с переживанием скуки: в норме должен быть 1 или несколько устойчивых интересов (чтение, рисование, компьютерные игры), помогающих ребенку находиться наедине с самим собой.

Возможные причины:

  • ребенок не привык развлекать себя сам. Часто мы сами создаем почву для такого рода проблем, организуя ребенку развлечения по поводу и без: на выходные везем в торговый центр, на аттракционы, в парки, на день рождения приглашаем аниматора,
  • у ребенка подвижный темперамент и ему сложно переносить одиночество, отрыв от коллектива сверстников,
  • интересы ребенка связаны с внешней ситуацией, которую дома нельзя воспроизвести (занимается в секции),
  • ребенок не скучает, а грустит: хочет внимания или поделиться проблемой, но не знает, как об этом сказать,
  • ребенок манипулирует взрослым, который из чувства вины за нехватку времени дает денег на новую игрушку или оплачивает развлечения,
  • у ребенка сформировался стереотип заорганизованности. Такое бывает в семьях, много времени уделяющих развитию ребенка: день расписан по часам и минутам (тренировки, занятия, репетиторы), ребенок привыкает к заданному извне режиму и не умеет переносить состояние бездействия, не понимает, что можно делать кроме задач, поставленных взрослыми.

Что делать:

Пересмотреть собственное поведение в отношении развлечений и досуга. Не стоит стремиться к развлечениям (особенно дорогостоящим) как самоцели: оплачивая развлечения или аниматора ребенку, задайте себе вопрос, ради чего вы это делаете? Возможно, не только для того, чтобы его порадовать, но и ради того, чтобы освободить себе время или ради красивых фото в соцсетях. Взвесьте, стоит ли оно того, если цена – привычка постоянно развлекаться?

Стоит чаще просто быть вместе с семьей, ничего особенного не делая (посидеть поболтать «ни о чем» на кухне, посмотреть вместе мультфильм или сериал, пойти погулять в ближайший сквер, приготовить еду, разобрать хлам в шкафу). Покажите ребенку, что обычные дела тоже могут быть приятным времяпрепровождением. К сожалению, многие взрослые не умеют этого делать: побыть на выходных дома с семьей для многих сложнее, чем ходить на работу.

Не перехватывайте инициативу на себя каждый раз, когда ребенок жалуется на скуку, в конце концов, это его проблема и он должен научиться ее решать.

Предоставляйте ребенку время на ничегонеделание. Не пытайтесь заполнить каждую минуту развивающими играми, уроками, тренировками. Относитесь спокойно, если ребенок сидит в своей комнате и «ничем не занят» – он умеет быть наедине с собой и это уже хорошо.

Поинтересуйтесь у ребенка, что значит «скучно»? Возможно, за этим стоит какая-то другая проблема: хочется чего-то конкретного, но он не может это получить. Или переживает какую-то проблемную ситуацию и не может от нее отвлечься, или просто хочет вашего внимания.

Демонстрируйте разнообразное поведение в быту сами: если у взрослого единственное развлечение – телевизор или телефон, того же можно ожидать и от ребенка. А если телефон наскучил – него нет других примеров, чем себя занять.

Автор статьи: Филиппова Светлана Анатольевна, к.пс.н., доцент, консультант Центра  психолого-педагогической, методической и консультационной помощи (при ТГПУ имени Л. Н. Толстого).

Изображение ru.freepik.com




Другие статьи по этой теме

Возврат к списку




×
Вход на сайт