Ребенок идет в первый класс. Как ему помочь?

16.08.2023
Ребенок идет в первый класс. Как ему помочь?

Да, до сих пор существуют родители, бабушки, дедушки, которые считают «а что такого?», «все же идут, и никто еще не умер» и прочее. Наверное, не умер. Но вот на сколько ребенок легко войдет в новую для него жизнь, на сколько он адаптируется к школе, будет зависеть не только его дальнейшая успеваемость, но и его душевный комфорт, устойчивость к заболеваниям и все то, что может превратить вашу жизнь (жизнь взрослого и ребенка) в кошмар или забавное приключение.

Как помочь ребенку адаптироваться к школе?

Есть несколько простых правил. Если постараться следовать им, то вхождение в школу может оказаться безболезненным. И вопрос тут не в том, что ходил будущий ученик в сад или нет. Садиковские дети ничуть не выигрывают в адаптации перед теми, кто сад не посещал.

Что же это за правила?

Во-первых, ребенок должен быть готов к школе. Готов это не про 7 лет уже исполнилось в августе или исполнится в декабре. Это про то, что ребенок физически и ментально дорос до учебы в школе. Например, всем педагогам известно, что до 5 лет подавляющая часть детей не готова у обучению чтению. Еще не сформировались те отделы мозга, которые позволяют увидеть и опознать графему, перешифровать ее в фонему и превратить образ в звук. Но это не означает, что как только ребенку исполнилось 5 лет он, словно карета из сказки про «Золушку», превращается в обучаемого ребенка. Да, есть уникумы, которые научатся читать и в 4 года. А есть те, кто дозреет до чтения только в 6 или даже 6 с половиной лет. И это не означает, что они глупые или отсталые. Просто они развиваются в своем темпе. И к 7 годам все дети без ментальных нарушений уже дозрели до того, чтобы читать.

Вот и до обучения в школе ребенок должен дозреть. Не зря же срок начала обучения установлен не один возрастом, а дается диапазон. Именно для того, чтобы каждый ребенок мог прийти в школу учеником, а не ребенком, который будет играть с ручкой на уроке, пропуская все, что говорит учитель. И не учитель в этом случае плохой. А просто ребенку еще рано.

Поэтому необходимо объективно оценить готовность ребенка к школе. И только после этого превращать его в ученика.

Во-вторых, ребенок должен понимать, что от него требуется. То есть будущий ученик должен знать, что он должен делать, а чего категорически делать нельзя, что можно, а что опасно. И «ой, он просто балуется» не причина закрывать глаза на неправильное поведение ребенка в школе. Балуется почему? Не готов или не научен.

Пусть ребенок лучше не будет уметь писать. Совсем. Это нормально для семилетки. Чем он будет не уметь сидеть за столом, будет не уметь слушать и слышать, понимать обращенную к классу речь, выполнять сложносоставные команды учителя. На самом деле это очень сложно. Потому что учитель говорит инструкции быстро и четко, но один раз, обращаясь ко всему классу. «Открыли тетрадь, достали синюю ручку и зеленый карандаш, отступили от предыдущей записи 4 клеточки…» Сложно? Для ребенка, да. И все это надо услышать, понять и выполнить. Иначе ребёнок не успевает, начинает крутиться, вертеться, отвлекаться сам и отвлекать других.

В-третьих, у ребенка должна быть удобная одежда с учетом его личных особенностей. Например, очень многие дети сейчас не умеют сидеть за столом. Им сложно высидеть за партой 40 минут. Они устают. А тут еще неудобная юбка, которая впивается в талию, молния, от которой чешется весь бок. Усидит ребенок на месте, если все дело зудит и передавлено? А взрослый усидит? Поэтому выбирая школьную форму, надо учитывать не только цвет, который пожелала школа, но и особенности своего ребенка и его личные предпочтения.

В-четвертых, начинайте репетировать школу заранее. Это не означает, что вы должны превратиться в учительницу. Это означает, что ребенок заранее, желательно, за пару недель перешел в школьный режим жизни. То есть время пробуждения, завтрак, как и весь распорядок дня должен быть максимально приближен к школьному. Так проще будет новому ученику войти в школьный ритм.

И тут многие родители делают ошибку под названием «ты уже большой». Пойдя в первый класс, ребенок не стал сразу же большим. Он остался все тем же ребенком. Только еще и учеником. У ученика появились новые обязанности, но у него сохранились все права ребенка. В первую очередь право на игру. В тех классах, где удается выполнить все разумные требования к обучению первоклашек, помнят, что ведущая деятельность в данном возрасте: игра. Ученики первого класс не просто могут, а должны играть. Поэтому нельзя запрещать ученику играть. В расписании дня у него должно быть предусмотрено время на банальную игру, когда он будет катать машинки или переодевать кукол.

И последнее, не забывайте любить и поддерживать своего ребенка. Пусть придя из школы, увидев маму или папу, ученик поделиться с вами своими успехами и провалами. В идеале, если он сможет честно рассказывать вам обо всем. Похвалите его за усидчивость. Найдите что-то хорошее в каждом учебном дне. Пусть это хорошее станет причиной для вашей маленькой радости. Не зацикливайтесь на неудачах ребенка, но и не игнорируйте их. Обсуждайте с ребенком, что он сделал не так, а как надо было сделать. Старайтесь, чтобы каждый день, несмотря на промахи и поражения, ребенок получал свою порцию позитива и радости, связанную с процессом обучения.

Только так можно достичь того, что вчерашний дошкольник превратится в успешного школьника, а годы, проведенные в стенах образовательного заведения, не превратятся в кошмар для всей семьи. Помните, если ребенок позитивно и с радостью воспринимает школу, образовательный процесс, то и само обучение будет в радость и принесет меньше расстройств всем в семье.

Материал подготовила Екатерина Гаврилина

Изображение ru.freepik.com


Возврат к списку




×
Вход на сайт