Обучение буквам

07.04.2023
Обучение буквам

Для многих современных родителей существуют две противоположные крайности в обучении своих детей. Первая крайность связана напрямую с мифом «перерастет». В этом случае родители свято убеждены, что их ребенок сам по себе со временем обязательно всему научится, все сумеет освоить. Ему не нужна никакая специальная помощь. Все само со временем наладится.

К сожалению, нет, не наладится. Такой ребенок обречен отставать от сверстников, если у него на самом деле есть сложности в обучении. Это приводит к снижению мотивации. Очень сложно стремиться учиться и хотеть что-то делать, когда ты всегда проигрываешь, когда ты худший. Дети не настолько глупые существа, чтобы не понимать простых вещей. Поэтому неуспешный ребенок будет немотивированным, а, следовательно, разрыв между ним и успешными учениками будет только увеличиваться с каждым уроком. И не надо винить тут учителей.

Другая крайность заключается в опережающем развитии. Такие родители не менее свято верят, что их ребенок гений. Поэтому они стремятся дать своему гению больше, чем он может взять, понять, осилить. Такие родители могут над кроваткой новорожденного вывешивать буквы алфавита, чтобы он скорей их выучил (не смешно, так тоже бывает). Этими родителями производится перегрузка мозга и всего организма в целом ребенка. А заодно формирование завышенной самооценки ребенка, что опять-таки не идет ему на пользу.

Так, например, мозг ребенка не в состоянии освоить чтение, пока не будут сформированы вторичные поля мозга. Вторичные поля отвечают за восприятие цвета, формы предмета. Конечно, ребенок уже после года может успешно играть во вкладыши, собирать по цветам блоки, но вот дифференцировать друг от друга буква «п» и букву «т» ему не под силу.

Чаще всего вторичные поля мозга формируются к 5 годам. Именно с этого возраста рекомендуют начинать обучение чтению ребенка.

Безусловно, бывают дети, у которых эти поля созревают быстрее. Такие дети могут вполне успешно читать уже в 4 года. Но это не заслуга родителей или учителей. Это особенность созревания мозга конкретного ребенка.

А что делать, если мозг созревает медленнее? Ведь если мозг может созреть быстрее, значит, он может созреть и медленнее.

Тут есть два варианта развития событий. Ждать и искать иные пути. Ждать чревато отставанием ребенка от сверстников и всем тем, о чем говорилось в самом начале. Если вы не планируете отдать ребенка на год другой позже в школу, то ждать не стоит.

Значит, надо искать иные пути. А как это сделать? Первое правило: не торопить события. Ребенок должен успеть «прожить» каждую букву, которую он изучает. И прожить ее надо «со всех сторон». Да, детям, у которых медленнее созревают вторичные отделы мозга, сложнее увидеть, понять, запомнить букву и элементы, из которых она состоит. Им мало увидеть ее сто миллионов раз. На сто миллион первый раз ребенок может ее спутать и не узнать.

К каждой букве необходимо подключать все остальные виды памяти. Подключать все остальные чувства, чтобы буква закрепилась в сознании всеми доступными способами.

Например, букву «а» надо не только назвать и показать. Спойте эту букву. Придумайте с ней историю. Кстати, книга «Аля, Кляксич и буква А» может стать настоящим настольным пособием для обучения детей буквам. Единственная проблема заключается в том, что буквы там идут строго по алфавиту, в то время, как при обучении детей чтению стоит начинать слоговое чтение как можно скорее, чтобы избежать буквенного.

Нарисуйте букву «а». Кто она? Принцесса в пышном платье? Высокая гора, на вершине которой есть пещера дракона?

Слепите букву «а». В идеале из теста, добавив в нее, например, апельсиновой цедры. Пусть ребенок сделает такие печенья с вашей помощью. Пусть съест его. Пусть попробует, какая она на вкус буква «а».

Пусть расскажет папе, бабушке, сестре, плюшевому мишке свою придуманную историю про букву «а». Пусть угостит слушателя своих волшебным печеньем с волшебным вкусом.

Да, конечно, это долго и трудозатратно. Но это работает. Выполнив все, съев апельсиновое печенье, ребенок, скорее всего, никогда уже не забудет и не спутает букву «а». За исключением, что мозг серьезно поражен и нарушено визуальное восприятие объектов. В этом случае лучше читать хотя бы первое время, обводя буквы, написанные на кинетическом песке, например, пальцем.

При таком обучение задействованы все виды памяти: визуальна, слуховая, тактильная, вкусовая.

И не надо повторять сто миллионов раз букву, доводя себя за исступления, вселяя неуверенность в себя в ребенка.

Единственное, что при запоминании буквы надо правильно называть фонему. Особенно это касается согласных букв. «М», а не «эм» или «мэ».

А вот когда буквы выучены, хотя бы первые три: а, м, с, можно начинать собирать слоги. Но это уже упражнения следующего уровня сложности.

Автор Екатерина Гаврилина

Изображение от Racool_studio на Freepik

Возврат к списку




×
Вход на сайт