Мой ребенок не любит читать. Как пробудить интерес к чтению?

17.08.2023
Мой ребенок не любит читать. Как пробудить интерес к чтению?

В современном мире гораздо чаще ребенка можно увидеть за смартфоном, нежели за книгой․ Почему идет снижение интереса к чтению у детей? Стоит ли родителям бить тревогу и можно ли привить любовь к чтению? Почему дети отказываются читать? В чем заключается феномен читательского интереса ребенка? Как научить ребенка читать самостоятельно и сделать так, чтобы он полюбил это занятие?

Для начала давайте разберемся в вопросе о пользе чтения. Во-первых, книга не имеет себе равных среди источников информации ни по полноте содержащихся сведений, ни по достоверности информации, ни по способности проникновения во внутренний мир человека, а также не имеет равных и по способности устанавливать взаимопонимание между поколениями. Во-вторых, во время чтения книги (самостоятельного или чтения ему взрослым) ребёнок активно думает, сопереживает и сочувствует героям, учится анализировать, предвосхищает события, сравнивает себя с героями книги, проводит аналогии своего опыта с опытом других. И, наконец, в-третьих, чтение – эффективный способ развить умственные способности, воображение, увеличить словарный запас. Кроме того, оно помогает улучшить настроение, справиться со стрессом, избавиться от депрессии. Несколько страниц утром или вечером изменяют нашу жизнь в лучшую сторону.

Итак, чтение – полезно. Но почему дети не любят читать?

Есть несколько объективных причин, которые часто мешают детям полюбить книги.

Книга – не авторитет

В возрасте 3−5 лет у детей развивается речь, эмоциональная сфера, формируется образ себя. Они начинают активно интересоваться всем вокруг. Но сегодня малыши могут познавать мир с помощью компьютера и телевизора. Важно объяснить ребёнку, что знание – сила. И это единственное богатство, которое никто не сможет украсть, в отличие от телефона и прочего.

Информационный шум

Современные дети живут в информационно-перегруженной среде. В такой ситуации их мозг очень быстро устаёт и не готов принимать новые знания, книги тоже некуда «впихнуть»: в голове, где-то между рекламой сока и новыми мультиками, лежит таблица умножения и другие важные данные. Чтобы быть готовым впитывать что-то новое, нужно освободить для этого место, отдохнуть. Ребёнок может потянуться к книге в том случае, если он «голоден» от недостатка интересной информации. Тогда ему ничего больше не остаётся, кроме как начать читать и наполниться новыми знаниями и эмоциями.

Нет времени

Мы живём в режиме «белка в колесе»: жизнь настолько стремительна, что остановиться в её потоке просто невозможно. В этот бешеный ритм хорошо внедряются гаджеты: они быстрые, легкие, помогают экономить время. С ними ты в тренде, ты свой. Книги же тормозят бег времени и говорят: «Вообще-то нужно найти время, остановиться и почитать».

Лень напрягаться

Чтение – мыслительный процесс, а мы живём в век быстро потребляемой информации, где за нас уже всё разжевали, осталось проглотить, где больше «деланья», а не «думанья». Чтобы читать книгу, нужно совершить волевое усилие, начать анализировать, вдумываться, а это зачастую трудно, да и времени нет.

Это скучно

Ещё одно препятствие в том, что сам процесс у большинства людей ассоциируется со скукой.

С причинами снижения интереса к чтению мы разобрались, а теперь давайте посмотрим, как помочь ребенку – от дошкольника до подростка – полюбить книгу.

Как помочь дошкольнику полюбить чтение

Отражение в текстах современных реалий. Разумеется, не стоит отказываться от чтения классической литературы, проверенной временем, — книг А.Л. Барто, С.Я. Маршака, К.И. Чуковского. Но наряду с ними в круге чтения дошкольника должны быть и произведения современных авторов.

Использование иллюстраций. Наглядность для понимания художественного произведения очень важна. Чем младше ребенок, тем больше должно быть рисунков. Ведь они помогают малышу познавать мир, понять и раскрыть образы книги. Обязательно обратите внимание на то, чтобы рисунки в книге были яркими, красочными, привлекали внимание.

Общение взрослого с ребенком во время чтения книги. Именно в процессе общения со взрослым ребенок воспринимает характеры героев, связывает героев с реальным миром. Взрослый может попросить малыша вернуться к какому-то фрагменту текста, обсудить его, ответить на вопросы или задать их.

Книгоориентированная среда. Если родители сами время от времени читают, а в доме собрана большая библиотека и появляются новые книги, то и ребенку будет интересно читать самому. Чаще всего малыши стараются подражать взрослым. Даже если дошкольник еще не умеет читать, он охотно возьмет в руки книгу просто полистать или попросит маму или папу почитать ему.

Как помочь младшему школьнику полюбить чтение

В книге не должно быть много текста. Огромное количество мелких букв и отсутствие картинок может даже вызвать раздражение у ребенка, который еще не очень хорошо читает. Выбирайте издания с крупным понятным шрифтом и с яркими иллюстрациями.

Предложите ребенку самому прочитать сказки и рассказы, которые вы уже читали ему раньше. И пусть вас не пугает, что это книги совсем для малышей. Ребенку будет комфортно от того, что у него получается и он все понимает.

Выясните, что именно ребенку интересно, и предлагайте только такие книги – не стоит навязывать произведения из своего детства, пусть даже самые любимые. Если малышу интересны динозавры или космос, пусть читает про это.

Читайте вместе. Вы можете выбрать определенные дни или читать по абзацам или страницам по очереди. Главное — увлечь ребенка, показать, что вам тоже интересно. Не заставляйте, а заинтересовывайте. Важно, чтобы ребенок получал удовольствие и постепенно привыкал к самостоятельному чтению.

Как помочь подростку полюбить чтение

Ориентируйтесь на интересы подростка. Дети хотят читать о том, как устроен современный мир. Кому-то нужны повести Нины Дашевской «Я не тормоз» или «День числа Пи», Евгении Пастернак и Андрея Жвалевского «Сиамцы», «Минус один» и др., кому-то книги нонфикшен по психологии или общественным наукам, а кто-то нуждается в чтении фантастики или фэнтези. Этим пренебрегать нельзя.

Дайте подростку возможность выбрать книги, которые он будет читать. Один из вариантов – приведите его в магазин и предложите взять ту книгу, которую он хочет. А вдруг он выберет комиксы, фэнтези или книгу, где почти нет текста, зато много иллюстраций? Ничего страшного. Не надо бояться комиксов. А если в книге вообще одни иллюстрации, рассмотрите и обсудите их вместе с ребенком. Диалог – прекрасный способ развивать устную речь и пополнять словарный запас. И ни в коем случае не осуждайте выбор ребенка или то, что он не прочитал выбранное.

Подростки обычно с удовольствием читают то, что им позволяет отвлечься, забыться, замкнуться на себе. Чтение – это не только способ получения данных, но и способ психологической разгрузки или медленных размышлений о чем-то. Не забывайте об этом.

Читать вслух ребенку можно и нужно в любом возрасте. Но только до тех пор, пока он вас не остановит. Да-да! И в 10, и в 13, в 18 ваш ребенок будет с удовольствием слушать ваше чтение, если вам удалось сохранить доверительные отношения, удается интересно читать.

Материал подготовила Куликова Татьяна Ивановна, к.пс.н., доцент, консультант Центра  психолого-педагогической, методической и консультационной помощи (при ТГПУ имени Л. Н. Толстого).

Изображение ru.freepik.com


Возврат к списку




×
Вход на сайт