Именно так очень часто говорят современные родители. Кто-то видит в этом трагедию, мол, растет число «Недорослей». Кто-то считает, что это совсем не плохо, мол, темп жизни изменился, изменились требования времени, форма подачи информации, и вообще «чтение устарело». Истина, как обычно, где-то между.
На самом деле нет ничего ужасного, если ребенок не проводит все вечера с книгой в обнимку. Но крайне печально, если школьник не в состоянии прочитать текст, предназначенный для его возраста, понять его, пересказать, выделить главную мысль, сформулировать последовательность событий. А к окончанию освоения букваря (азбуки) данный навык должен быть уже полностью сформирован.
Чтение – основа любого образовательного процесса, касается всех школьных предметов и даже любой деятельности, которая связана с хоть какой-то переработкой информации. Не будет успешным учеником ребенок, который не в состоянии понять смысл задачи. Кстати, от родителей учителям все чаще стали поступать просьбы научить ребенка читать условия задачи. Учителя математики бьют тревогу: в пятом классе дети не могут понять, что именно требуется найти: часть или целое. Откуда идут эти проблемы? Из-за математики? Отнюдь! Все данные проблемы у большинства современных детей именно из-за сложностей с чтением и пониманием текста.
Стоит сказать, что чтение – это такой же навык, как пользование горшком или застегиванием пуговиц. И почему-то если первый навык родители все-таки стремятся сформировать у своего ребенка, то на формирование навыка чтения порою смотрят снисходительно. Увы, не у каждого ребенка любой навык формируется только благодаря естественной окружающей среде. Часто надо приложить усилия именно родителю, не надеясь, что «в школе всему научат», «когда-то начнет сам», «это просто ребенок такой».
Первый позволяет ребенку научиться узнавать букву по форме написания, а затем превращать ее в звук. Чаще всего освоение этого этапа воспринимается родителями, как освоение навыка чтения. Но нельзя же утверждать, что ребенок стал фигуристом, если он научился стоять на коньках. Аналогично и с чтением.
Второй этап освоения навыка чтения – это способность успешно соединять графемы (написание букв) в «звучащие» слова, соединять слова в предложения, понимать смысл прочитанного. Полностью. Целиком. К сожалению, сейчас нередко можно встретить ученика шестого класса, который читает по слогам, тратя неимоверные усилия на «узнавание» слова, при этом уже не остается ресурса, чтобы понять в целом текст. Естественно, такой ученик быстро устает. Смысл прочитанного ускользает от него. А читать за него условие задачи никто не будет (естественно, кроме голосовых помощников, но использование телефонов в школе в учебном процессе запрещено).
Последний этап – автоматизация навыка чтения, когда человек уже не тратит усилия на то, чтобы «прочитать и понять». Чтение становится таким же простым, как хождение. Никто из учеников второго класса не задумывается, как именно ему надо ходить. Вот точно также он не должен задумываться, как именно ему читать и что именно он прочитал.
Переход с окончания второй на начало третьей фазы формирования навыка чтения вызывает наибольшие сложности. Идеально, если на этом этапе ребенок научится «рисовать» в голове читаемый текст, превращать его из фонем и графем в образы. Именно в этот момент ребенку необходима максимальная помощь родителей.
Есть очень простой прием: рисуем текст поэтапно.
Для начала с младшими детьми стоит останавливаться после прочтения каждого простого предложения. Стоит выбирать небольшие предложения, которые чаще всего можно найти в любой книге по чтению для начинающих.
Ребенок прочитал: «Оля пошла в лес». Что прочитал? О чем говорится в предложении? Пусть ребенок ответит на эти вопросы. Идеально тут же нарисовать эту Олю, тропинку, ведущую в лес, сам лес. Не стоит усложнять. Это делается просто схематично, желательно, с использованием цветных карандашей. Вот розовая Оля. Вот коричневая тропинка. Вот зеленый лес.
«В лесу росла малина». Добавляем куст и несколько ярко-красных ягод на нем. «Оля собирала малину в лукошко». Вот корзинка под кустом, полная малины. «Оля устала». Что значит устала? Почему Оля устала? Как показать, что устала? Возможно, ребенок не нарисует уставшую Олю, а покажет ее, опустив плечи, вытирая пот со лба. Возможно, просто ляжет рядом с вами. Так почему же устала Оля? Она работала!
Итак, это поможет ребенку установить причинно-следственную связь, понять, что было в начале, а что стало потом, запомнить последовательность событий и их изменение. Попросите ребенка пересказать текст, опираясь на свои рисунки, на свои ощущения.
Начните с таких простых текстов. Покажите, как они из графем превращаются в события. Может быть, вы даже разыграете целый спектакль с ребенком о том, как Оля ходила в лес и устала.
По мере формирования навыка можно увеличивать длину текста.
А также стоит научить ребенка пересказывать от обратного: Оля устала, потому что она собирала малину в лесу, когда пришла погулять в лес.
Помните, косвенные задачи (данный тип задач характерен тем, что события в них предлагаются в обратном порядке или, например, выполняется не прямое сравнение) по математике, химии, физике никто не отменял, а в них «перепутан» порядок представления информации: сначала следствие, потом причина.
Замечательно, если родители сумеют показать ребенку, как оживает текст произведения, превращаясь в спектакль. Но помните, что сначала должен идти текст, а потом представление. Не наоборот.
Безусловно, это кропотливый труд, в который приходится вкладывать много родительской любви и родительского терпения. Но только любовь и терпение родителей помогут сделать ребенка успешным. Даже самый опытный и включенный педагог не сможет научить вашего ребенка автоматическому чтению при сложностях формирования автоматического навыка чтения, если, конечно, он не станет заниматься с ним индивидуально и ежедневно.
Автор: Екатерина Гаврилина
Необычные семейные традиции мира
Домашние задания: как приучать к самостоятельности
Материал подготовила Екатерина Гаврилина
Как выбрать полезную видеоигру для ребенка
Что советуют нейрохирурги для развития мозга ребенка
Развод … Кто виноват и что делать
Ремонтируем модные вещи - приобщаемся к устойчивой моде
Почему мы хотим покупать новые вещи?
О важности разумного потребления