Тульский самовар является символом Тулы и одним из наиболее узнаваемых традиционных ремесел России. Его традиционно размещали в центре праздничного стола, а в литературе он часто олицетворял тепло домашнего очага.
Самовары изготавливались не только в Туле, однако именно местные мастера благодаря своему опыту обработки металла и доступу к рудам смогли сделать самовар одновременно искусством и массовым продуктом.
Производство в Туле началось в конце XVIII столетия в мастерской братьев Лисицыных. Самовар быстро завоевал популярность, дела шли успешно, предприятие расширялось и превращалось в крупные фабрики.
Любопытно, что первоначально самовары продавались по весу и уже обладали всеми характерными деталями, выделявшими их среди аналогичных изделий Китая и Ирана.
К началу XX века производство достигло вершины: ежегодно в Туле выпускалось около 660 тысяч экземпляров.
К середине XIX века в Туле насчитывалось уже 28 самоварных предприятий, ежегодно производивших порядка 120 тысяч единиц продукции. Предлагались модели различных материалов и дизайнов: недорогие медные и латунные варианты предназначались простым семьям, тогда как элитные экземпляры из мельхиора, серебра и золота с ручками из слоновой кости пользовались спросом у аристократии. Насчитывалось свыше 150 видов изделий: компактные дорожные версии, роскошные чашеобразные, изящные античные амфоры, традиционные баночные и рюмкообразные конструкции.
Конкуренция между производителями была высока, а самыми знаменитыми брендами считались семьи Ломовых, Баташевых, Тейле, Ваныкиных, Воронцовых и Шемариных.
Начало XX века ознаменовалось появлением новых типов самоваров. Среди новинок были эксклюзивные керосиновые устройства, созданные исключительно в Туле, и специальные модели «Паричко», устойчивые к перегреву без жидкости. Еще одно изобретение – самовары фирмы Черниковых с боковой трубкой.
Однако революция 1917 года практически уничтожила отрасль. Единственным производителем стал завод имени В.И. Ленина, улучшивший технологию производства путем отказа от добавления свинца в сплав. Однако внешний вид советских образцов значительно проигрывал дореволюционным изделиям. К концу 1930-х годов остался лишь один производитель – завод «Штамп». Позднее предприятие переключилось на электрические самовары, а затем – сувенирные реплики. В 1990-е годы отечественный рынок, к сожалению, захватили китайские электрочайники, вытеснив национальные бренды.
Статья подготовлена в рамках проекта «Собери историю по кусочкам». Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
#Фондкультурныхинициатив #Грантдлякреативныхкоманд @pfci.grants
Изображение сгенерировано нейросетью.
Автор: Вероника Миронычева
Требовательность и перфекционизм родителей влияет на умение детей дружить и прощать
Семья будущего: от внешних норм к осознанному выбору
Сдать экзамен без лишних переживаний
Тула. Немного фактов из истории
Роль экскурсий в развитии школьников
Жемчужина Тулы - Центральный парк культуры и отдыха
Памятка для родителей: Что полезного экскурсии дают детям