Ученые факультета психологии Университета Вирджинии открыли новые аспекты в исследованиях детского развития и формирования социальной личности. Оказывается, передача эмпатической заботы происходит из поколения в поколение в три этапа: ребенок получает навыки эмпатии от своего родителя, а тот, в свою очередь, принимает их от своей матери.
Как показали результаты работ ученых, подросток при взаимодействии с друзьями практикуется в проявлении заботы, тренируясь в дружеской эмпатии со сверстниками. При этом зачатки этих навыков дети получают от своих матерей, а затем уже во взрослом возрасте транслируют их в укрепление собственных родительских навыков. Система подобных взаимоотношений работает в комплексе: родители поощряют дружбу своих детей с их ровесниками, что приводит к превращению подростков в социально-ориентированных личностей, ценящих заботу и благожелательность в отношениях с другими людьми. Каждое последующее поколение усиливает способность оказывать эмпатическую поддержку своим детям в виде благожелательного родительского поведения и данная цепочка не прерывается.
В беседе с ведущим исследователем университета Джессикой Стерн Общество исследователей детского развития (SRCD) получило ответ на некоторые вопросы.
SRCD: Каковы причины, побудившие вас к изучению поддерживающих отношений между разными поколениями и эмпатии?
Доктор Стерн: Модели поведения и их межпоколенчатые циклы - это то, что давно изучают при исследовании травм, психических заболеваний. Но это негативные аспекты передачи из поколения в поколение, тогда как для изучения так же важны и позитивные моменты: поддержание, поддержка, забота. 25 летнее лонгитюдное исследование, охватившее изучение трех поколений, дало уникальную возможность проанализировать эти факторы.
SRCD: Можно ли получить краткий обзор процесса исследования и его результатов?
Доктор Стен: Под руководством доктора Джона Аллена ученые провели лонгитюдное исследование KLIFF VIDA, начатое в 1998 году продолжительностью более двадцати лет. Команда университета наблюдала за 184 ребенком подросткового возраста, начиная с 13 лет и заканчивая примерно 35-летием изучаемых. Ежегодно производили видеозаписи их бесед с родителями и друзьями, схожими по возрасту. Разговоры о волнующих ребенка проблемах показывали эмоциональную вовлеченность и сочувствие мамы, а затем мы наблюдали то, как подростки транслируют подобное отношение к своим друзьям, если те нуждались в их помощи и поддержке. Проходили годы, и вчерашние подростки, вовлеченные в подобные эмоциональные взаимоотношения с детства, отличались явным благожелательным родительским поведением, порождая высокую эмпатию уже у своих детей.
SRCD: На что могут повлиять результаты исследований сегодня?
Доктор Стерн: Если мы хотим вырастить поколение эмпатичных детей, то именно взрослые на собственном опыте демонстрации сопереживания, проявлением заботы дадут ту базу и поддержку для своих детей, которую они начнут практиковать со своими сверстниками, а затем перенесут на отношения с собственными детьми. Именно поэтому очень важен опыт подростковой дружбы, поощряемый со стороны родителей, как контекст для появления важных навыков правильного реагирования на эмоции и впоследствии воспитания детей. В наших исследованиях зафиксирован не только сам факт подобных моделей поведения, но и развитие поведения с раннего возраста до зрелости. Ранее производили исследования в рамках взаимоотношений двух поколений и в небольшом временном промежутке. Мы же расширили сферу наблюдения до более чем двух десятков лет и трех поколений. Также интересен для изучения вопрос компенсации недостатка эмпатии в родной семье при получении дружеской поддержки и какие долгосрочные последствия имеют дружеские отношения с поддержкой и взаимопониманием на высоком уровне.
Материал подготовили Нина и Тимофей Орищенко
Изображение сгенерировано нейросетью
Грудное вскармливание против рака пищевода
Вторая жизнь вещей:зачем и как мы переделываем старое
Почему некоторые женщины не кормят грудью
Влияние родовой травмы на грудное вскармливание
Работа глаз и распознавание букв
Восприятие времени и математика
Вы и ваш партнер — команда, или вы взаимозависимы?