Нейросети в образовательных учреждениях

25.02.2025
Нейросети в образовательных учреждениях

Аналитическое исследование МГПУ выявляет глубокое проникновение искусственного интеллекта (ИИ) в московскую образовательную среду.
Инициатором данной научной работы стала специализированная лаборатория социокультурных практик при НИИ Углублённого общего образования Московского государственного педагогического университета. Проект был реализован на базе всестороннего многоуровневого исследования, включающего как статистические опросы (с участием свыше 1277 респондентов), так и качественные фокус-группы. В рамках проекта были охвачены ключевые образовательные группы: 419 школьных учителей, 100 преподавательских сотрудников МГПУ, 556 старшеклассников и 202 студента.

Результаты исследования демонстрируют впечатляющую динамику освоения технологий ИИ. Поразительно, но уже 46,5% школьных учителей используют нейронные сети в своей педагогической деятельности. Этот показатель значительно выше среди преподавателей вузов – 54%. Однако наиболее яркая картина наблюдается среди учащихся: 75% московских школьников и 80% студентов активно интегрируют ИИ в свой учебный процесс.

Екатерина Асонова, руководитель данной лаборатории МГПУ, подчеркивает значимость этого явления: "Нейросети становятся неотъемлемым инструментом современного образования. Они выступают как помощники для учителей и учащихся в решении разнообразных задач, но при этом не заменяют живое общение.Их роль заключается в оптимизации рутинной работы, освобождающей время для творчества и индивидуального подхода к каждому ученику."

Исследование также выделяет различия в подходе к освоению нейросетевых технологий: школьники и студенты предпочитают практическое применение (например, создание промптов), тогда как преподаватели делают акцент на глубоком теоретическом изучении, стремясь к системному пониманию работы с передовыми ИИ-системами.

Анализ показал, что использование искусственного интеллекта в учебном процессе имеет разнообразные направления. Преподаватели МГПУ чаще всего применяют нейросети для генерации изображений (43%), подготовки презентаций (33%) и написания текстов (33%). Менее активно используются ИИ для подбора литературы и разработки экзаменационных заданий, а 8% обращаются к технологии для проверки курсовых и дипломных работ.

Ученики активно используют ИИ в учебной деятельности, применяя его для выполнения проектов, написания эссе и докладов, нахождения готовых решений и проверки знаний. 43% учащихся рассматривают ИИ как помощника, что служит показателем новой организационной модели обучения с использованием современных технологий.

На основе полученных результатов научная группа разработала целостную модель применения нейросетей в школьном образовательном процессе, охватывающую семь категорий участников, от классных руководителей до библиотекарей, с четко определенными ролями и форматами взаимодействия.

Материал подготовила Анастасия Челоухова

Изображение сненерировано нейросетью


Новости по похожей тематике

Возврат к списку