Все о дислексии

05.09.2024
Все о дислексии

Дислексия - это нарушение процесса чтения письменной, а иногда и устной речи. Человек с таким диагнозом может часто искажать звуки, случайно путать буквы, переставлять их в словах и допускать «детские» ошибки при написании. Однако данный феномен не является заболеванием, умственной задержкой, следствием проблем со зрением и слухом или неправильной техникой преподавания.

Нередко люди с такой проблемой имеют творческие способности, креативное мышление. Например, многие известные ученые и деятели искусств страдали дислексией: Альберт Эйнштейн, Генри Форд, Агата Кристи и другие. Однако это не помешало им преуспеть в своей профессии!

Немного об истории изучения дислексии

Термин «дислексия» впервые был введен в 19 веке, и с тех пор стал активно изучаться. Было проведено множество исследований, доказавших, что дислексия не является следствием лени или недостатка умственных способностей, а представляет собой специфическую особенность функционирования определенных участков головного мозга и нервной системы. Затем исследование этого феномена продолжили нейробиологи, психологи и педагоги. Они выяснили, что у людей с дислексией, помимо трудностей в речи, нередко наблюдаются и нарушения таких когнитивных функций, как запоминание и обработка речевой информации, а также проблемы со зрительно-пространственной ориентацией. Важным выводом ученых стало то, что использование грамотных методик обучения может помочь в компенсации трудностей, связанных с дислексией.

Стереотипы о дислексии

  1. «Дислексия-это плохое чтение». Однако помимо этого, она оказывает влияние на правописание и устную речь.
  2. «Дислексики обладают низким интеллектом». Это не так, ведь ум не ограничивается только читательскими способностями. Многие дислексики имеют высокий IQ и не страдают от недостатка ума.
  3. «Люди с дислексией видят слова задом наперёд». У каждого человека симптомы проявляются по-разному, и каждый ощущает их по-своему. А кто-то вообще говорит, что буквы в словах могут даже «прыгать» или «исчезать».
  4. «Нет никакой дислексии, это всё безграмотность и лень! У ребенка пройдет с возрастом». Не стоит думать, что все наладится, когда ребенок подрастет, научится или перестанет лениться. Если человек родился с данным диагнозом, то он с ним останется навсегда. Однако дислексия поддаётся коррекции, если вовремя обратиться за помощью к специалистам.
  5. «Дислексия легко лечится». К сожалению, так просто сделать это не получится. Улучшить качество чтения и орфографию можно всегда, однако это требует долгой работы и усилий.
  6. «Дислексия-модное заболевание». В последнее время эта особенность работы мозга продолжает исследоваться учеными и все чаще освещается в СМИ, именно поэтому многие считают дислексию «модой».

Культурные и языковые особенности дислекии

В таких языках, как финский или корейский, где слова пишутся так, как они произносятся, процесс чтения и письма более упрощён. Это может объяснять более низкую распространенность данного феномена.
В отличие от этого, во французском или английском языках звуки в словах могут произноситься по-разному, что создает дополнительные трудности для людей с дислексией. Им приходится запоминать написание слов, так как оно часто значительно отличается от их произношения.
В русском языке чаще встречается нарушение, связанное с письмом, известное как дизорфография, поскольку писать по-русски намного сложнее, чем читать. Действительно, прочитать слово «корова» и суметь написать его правильно - разные вещи!

Важно подчеркнуть, что культурные и языковые аспекты дислексии интенсивно исследуются, и, к сожалению, учёные пока не пришли к окончательным выводам. Тем не менее, полученные данные свидетельствуют о том, что методы обучения чтению и письму должны быть адаптированы в соответствии с особенностями конкретных языков и культур.


Материал подготовила Анастасия Шевчук

Изображение сгенерировано нейросетью


Другие статьи по этой теме

Возврат к списку




×
Вход на сайт