Восприятие времени и математика

17.02.2025
Восприятие времени и математика

Сегодня мы пишем об очень актуальной проблеме современных детей: времени. Нет, не в смысле, что дети перегружены и им совершенно не хватает личного времени, что они устают и хотят просто играть. Вовсе не об этом.
Некоторые современные дети не понимают смысла времени.
Если еще лет десять назад это было проблемой единиц, то сейчас все чаще и чаще не умеют ориентироваться во времени. Нет, не по часам со стрелками. Хотя и это было бы замечательно уметь. Все куда страшнее: для этих детей понятия «вчера» и «завтра» едины. То есть они понимают, что это не сегодня. Но для них тайна, разрешение которой требует дополнительных усилий, когда же это именно было: вчера или это будет завтра.

Если этих детей спросить напрямую о дне вчерашнем или завтрашнем, то большая часть таких детей справится заданием. Возможно, кто-то задумается на секунду, кто-то на минуту, но они смогут найти ответ на вопрос. Но вот проблема в том, что за то время, пока они думают, когда же именно свершилось (свершится) событие, они теряют нить основной своей задачи. И вот уже решение найдено, например, это было. Но зачем оно найдено? Для чего именно искалось решение о времени?
Вся система обучения построена на постепенности изменения событий. Это отражается и в языке (есть прошлое время и написание глагола в прошлом времени отличается от написания глагола в настоящем или будущем времени). Это отражает в решение математических задач. А ребенок вместо того, чтобы думать над задачей, начинает думать о последовательности событий. И вот уже задача искажается так, что ни одному взрослому, в том числе и учителю, не придет в голову, что так можно было.

Какие признаки указывают на то, что ребенок испытывает сложности со временем?

Первое, он не умеет расставить логически картинки в правильном порядке. Но если с этим еще справляются дети, с которыми работают и занимаются, то задача составить рассказ по картинке – задача со звездочкой. Такие дети охотно расскажут вам, что они видят сейчас. Вот мальчик. Он плывет. Вот птица. Она летит над морем. Вот краб. Он ползает по золотистому песку дна.
При этом речь ребенка может быть очень богата. Он может использовать прилагательные. Может строить распространённые предложения. Он может быть внимательным и увидеть то, что ускользнет от внимания взрослого.
Но при этом вопрос: а что было до того, как мальчик начал плавать, а птица полетела над морем, вызывает ступор. Ребенок не знает. Это же не нарисовано. Додумать, «отмотать» события чуть назад или вперед ребенок не может. И тут начинаются наводящие вопросы: ведь мальчик не всегда плавал. А что он делал до этого? И тут вариант, что ребенок пришел на пляж, казалось бы, самый логичный и простой. Но нет. Можно услышать: спал. Значит, ребенок все-таки сумел отодвинуть события, пусть и слишком сильно. И вот если попросить ребенка заполнить время между событиями «спал» и «плывет» возникают сложности.
Но чаще слышно: не знаю. Ребенок ждет точного указания от взрослого.

Аналогично ребенок не может найти решение того, что будет через некоторое время, что именно станут делать нарисованные на картинке персонажи. Даже сама мысль, что картинка может иметь «развитие» вызывает недоумение.
К сожалению, больше всего сложностей из-за неумения построить временные цепочки событий возникает в изучение математики, затем окружающего мира. Математика вся базируется на том, что есть некоторое положение предметов, а потом оно изменяется (яблоки забрали для компота, спортсмен пробежал дистанцию, всю бочку меда разложили по чашкам). Попробуйте решить задачу, когда непонятно, что именно произошло, а что происходит, а что еще будет происходить. Это практически нереально. А в 4 классе появляются задачи, когда известно, что пассажирский поезд отправился в 22 часа 21 марта, а товарный ушел на сутки раньше, а скорый отправился через десять часов вслед за пассажирским. Когда ушел товарный поезд? Какой поезд ушел? Кто отправился раньше, а кто позже? А это только надо определить момент начала движения. А ведь сама задача будет о движении поездов. И определив, кто ушел раньше, а кто позже мы не только еще не решим задачу, но даже не поймем, как именно ее надо решать. Мы только расставим временное начало событий.

Как же помочь ребенку разобраться во времени?

Многие уверены, что раз они научили ребенка дням недели, месяцам, то ребенок уже научился ориентироваться во времени. Это распространенное заблуждение. Да, ребенок знает какой месяц идет за каким, но сможет ли он ответить на простую задачу: у Лены день рождения 19 апреля, а у Кати 25 ноября. Кто старше? Большинство детей выберут Катю. Во-первых, потому что ноябрь идет позже апреля, значит, он больше. А во-вторых, 25 больше 19. Логично же. Поэтому просто знать порядок месяцев и дней недели крайне мало. Ребенок должен уметь выстраивать временные связки.
Решением для обучения таким временным связкам являются те же рассказы по картинкам. Единственное, что необходимо иметь несколько картинок, показывающих, как развивались события. Для начала просим описать первую стартовую картинку. Пусть ребенок рассмотрит ее. Пусть решит, кто здесь будет главным героем. И вот тут возникает самый коварный вопрос: а что будет дальше? Первое время ребенок будет теряться. Он не сможет придумать и рассказать о том, что будет. Помогите ему.
Если ребенок совсем не может решить, что же будет дальше, можно и нужно показать ему следующую картинку. Смотри, вот что произошло потом. И рассмотрите, и обсудите, что именно они делали на новой картинке.
На следующем этапе не предлагайте ребенку готовой картинки (потому что временные цепочки должны формироваться не только с помощью зрительных образов). Предложите ему несколько вариантов устно. Сделайте отсылку к его прошлому: а помнишь, мы с тобой ездили на речку, ты тогда долго барахтался в воде. А помнишь, что было потом? Правильно, мы все вместе поехали домой, папа пел громко на всю машину, а ты ел булочку с малиной и подпевал, а мама так смешно дирижировала вами. А может быть, мальчик с картинки тоже самое будет делать? Нет? А что тогда?
Если вы закончили читать книгу ребенку, это не означает, что история завершена. Обязательно спросите: а что было дальше?
Когда удастся научить ребенка выстраивать временные цепочки в будущее, придет время выстраивать такие же цепочки в прошлое.
Поверьте, без умения ориентироваться во времени невозможно научиться решать задачи. Учить одновременно решать задачу и работать со временем нельзя. Чему именно будет учиться ребенок в школе – решать только родителям, причем решать на этапе дошкольного развития. 

Материал подготовила Екатерина Гаврилина

Изображение сгенерировано нейросетью


Другие статьи по этой теме

Возврат к списку



×
Вход на сайт