Сегодня расскажем вам об еще одной важной составляющей в обучении математики. Особенно начиная с 7 класса, когда начинается изучение геометрии, без этой составляющей обучение превращается в мучение в первую очередь для ребенка, а потом уже для всех, включая учителя. Что же это? Это воображение!
К сожалению, без умения представить себе условие задачи, невозможно решить задачу. Попробуйте рассказать о том, как пройти в незнакомое вам место. Не получилось? Правильно. Да и невозможно это сделать. Если вы не знаете, как пройти из точки А в точку В, то и рассказать об этом не сможете. А решение задачи – это и есть маршрут из точки А – начало задачи, от условия – в точку В – полученное решение, ответ. И ребенок должен уметь нарисовать в своей голове этот маршрут. Суметь его понять, объяснить, решить.
Даже в первом классе, когда решаются задачи в одно действие, ребенку бывает сложно понять, что именно он должен использовать: сложение или вычитание. И часто дети пытаются угадать. А родители радуются, что он угадал верно и расстраиваются, что неправильно. К сожалению, угадывание – это не обучение. Ребенок должен четко научиться понимать: почему сложение или почему вычитание. А для этого он должен представить, что происходит в задаче.
«У Буратино было три яблока». У ребенка должно в голове возникнуть именно три яблока. Он должен «увидеть» эти яблоки. И увидеть их ровно три. Жёлтые или красны, большие или маленькие – это вторично, но сама картинка должна возникнуть. Чтобы ее проще было «создать» на первых порах ученики вместе с учителем, а потом без учителя обязательно рисуют эти три яблока.
«Буратино отдал одно яблоко Пьеро». И вот уже в сознании ребенка должна появиться картинка, где одно яблоко перемещается из рук Буратино в руки Пьеро. Руки Буратино на становятся пустыми. Ведь из них «исчезло» только одно яблоко. Обычно на доске и в тетраде ребенку предлагают зачеркнуть то яблоко, что отдали.
«Сколько яблок осталось у Буратино?» И вот тут-то важно, чтобы ребенок понимал, что руки у Буратино не пусты. И в них стало меньше, чем было изначально. А раз стало меньше, значит, надо забрать, то есть вычесть. И ребенок уже не путает операцию вычитания и сложения. Когда появятся действия умножения и деления, ученику будет проще, так как они вытекают из сложения и вычитания.
А когда появится геометрия, ученик должен уметь представить треугольник, суметь увидеть внешний угол, заметить, где вертикальные, а где смежные углы. А как суметь представить внешний А угол треугольника АВС, который является вертикальным по отношению к внутреннему углу М треугольника МОР? Без хорошего воображения сделать чертеж для подобной задачи невозможно. Именно недостаток воображения является основным тормозом для успешного освоения геометрии школьниками среднего звена.
Так что же могут сделать родители, чтобы помочь будущим ученикам, а пока еще малышам? Правильно! Развивать воображение.
Не надо покупать новые игрушки. Много игрушек. Не надо усаживать за телефон или телевизор. Лучше посмотрите с ребенком на небо. Небо – идеальный тренажер для развития воображения. Обычно по небу бегут облака.
- На что похоже это облачко? – обычный вопрос, который может запустить у здорового ребенка процесс воображения.
Если малыш не понимает, что от него хотят, пожалуйста, не пожимайте плечами, а подскажите сами.
- Посмотри, это же словно шея. Вот она какая длинная. Как у жирафа. А это его ноги. И маленький хвост.
И вот уже по небу плывет жираф. А потом подул ветер. И уже не жираф. Он распался на две части. Верхняя превратилась в крокодила. И вот у него раскрытая пасть. И он хочет съесть солнышко. Почти как в сказке Чуковского. Там победил крокодила медведь. А кто еще мог бы? А слон мог бы? А тигр? А случилось с крокодилом потом, когда его победили?
Очень часто родители возмущаются, когда ученика просят придумать, представить, нарисовать. Особенно, когда просят нарисовать фантастический мир. Нарисовать мир глазами кузнечика или волшебную поляну, на которой могла бы жить фея Динь-Динь. «Мы такое не курим!» - самый частый ответ. И не смешно. Это задание не родителям. Это задание ученику. Именно для того, чтобы он включил воображение. Пусть школьник попытается увидеть, травинки огромные, как секвойи. Пусть он увидит божью коровку размером с обычную корову. И как она идет, переваливаясь, словно бегемот. А вот капелька росы, словно целая бочка.
Да, безусловно, если ребенок не нарисует такую полянку, ничего критичного с ним не случится. Но он не представил сейчас. Не сумел представить Буратино с яблоками. Не в состоянии и представить треугольники АВС и МОР. Не смог представить, следовательно, не смог построить чертеж. Не смог построить чертеж, следовательно, не смог решить. Все просто. А казалось бы, нет ничего сложного, надо просто немного включить воображения. Но как его включить, если воображение не развито. Если ребенок ни разу в жизни не представил, что палка – это клюшка для хоккея или меч, что облако – это жираф, а травинка не обязательно должна быть всегда маленькой?
Автор Екатерина Гаврилина
Изображение сгенерировано нейросетью
Как выбрать полезную видеоигру для ребенка
Что советуют нейрохирурги для развития мозга ребенка
Развод … Кто виноват и что делать
Ремонтируем модные вещи - приобщаемся к устойчивой моде
Почему мы хотим покупать новые вещи?
О важности разумного потребления
Несколько шагов к устойчивому будущему
Как вредят окружающей среде вещи,которые вы используете каждый день