Приоритеты в получении нового опыта меняются по мере взросления.
Основные моменты статьи:
Свобода выбора — это дыхание подростковой жизни, позволяющее развивать независимость и индивидуальное самовыражение человека. Есть свобода для нового опыта и свобода от старых ограничений, создающие новые юношеские приключения и юношеское сопротивление, с которым начинают бороться родители.
Здоровый подросток продолжает стремиться к большей свободе роста, в то время как здоровые родители сдерживают это стремление в интересах его безопасности и в зоне своей ответственности. Основной конфликт интересов разворачивается в подростковом возрасте, когда родители продолжают удерживать ребенка, в то время как он осмеливается их отпустить.
Постепенно подростки начинают осознавать, что нарастающая свобода не является бесплатной. Мало того, что приходится нести новые издержки ответственности, но еще оказывается, что дополнительная свобода также приводит к возникновению новых рисков, которыми приходится управлять, таким образом, усложняется жизнь. Например, во время вождения автомобиля увеличивается независимость, но при этом безопасное вождение требует соблюдение правил дорожного движения и большой концентрации внимания.
Тогда подросткам начинает не хватать прежней «простоты» жизни. Это болезненная часть раннего подросткового пробуждения: нельзя вернуться домой, в этот более простой, защищенный и безопасный мир детства. Получается, что подростковый возраст отчасти начинается с утраты.
Не только родители скучают по уютному периоду детства, но и подростки; взросление требует самоотдачи от всех.
Жизнь становится более непредсказуемой по мере того, как проверяются границы дозволенного, набирается опыт, принимаются риски, возникают трудности, усиливается сопротивление, происходит неожиданное, совершаются ошибки, а иногда приходится даже извлекать тяжелые уроки. Растущая свобода усложняет жизнь родителей и подростков.
В течение подросткового возраста, хоть потребность в растущей свободе и постоянна, приоритеты смещаются по мере развития молодого человека. Эти смещающиеся приоритеты свободы можно представить следующим образом:
«Свобода от неприятия детства» наступает примерно в конце начальной школы, когда подросток решает, что он больше не хочет, чтобы его определяли и относились к нему как к маленькому ребенку: «Перестань нянчиться со мной!». В этот период наблюдается отказ от интересов младшего возраста и отказ от «детского обращения» со стороны родителей. Родители могут заметить, что их ребёнок начинает избегать объятий, становится холодным, менее сговорчивым, критикует родителей, испытывает скуку и неудовлетворённость жизнью, отказывается от прежних развлечений с родителями, в то время как влечение к миру за пределами дома проявляется все чаще: «Я хочу больше жизни отдельно от семьи!».
Свобода общения со сверстниками появляется примерно в средней школе; подросток решает, что формирование основной группы товарищей, к которой он мог бы присоединиться, и с которой можно было бы проводить время, теперь является социальным приоритетом: «Сверстники важнее всего!». Теперь переход от наличия товарищей по играм ради развлечения переходит к присоединению к группе сверстников ради членства в ней и её идентичности. Подростку приходится приспосабливаться, конкурировать за место и сталкиваться с еще большей межличностной подлостью, что усложняет поддержание прежних отношений с семьёй.
В старших классах школы масштаб свободы увеличивается. Подросток начинает проводить «взрослые» эксперименты и считает, что для того, чтобы окончательно стать взрослым, необходимо начать вести себя более рискованными способами. Девиз этого периода: «Я хочу пробовать!». Старшеклассник начинает ходить на вечеринки и свидания с противоположным полом, вступает в первые половые связи, пробует водить автомобиль, может устроиться на свою первую работу. В этом возрасте многие начинают употреблять различные психоактивные вещества. Подросток ищет поддержку в компании своих друзей-авантюристов, пробует в их окружении то, чего не осмелился бы сделать в одиночку: «Все остальные делали это!».
Свобода эмансипации и самоуправления наступает обычно в студенческие годы, когда молодой человек решает, что с этого момента он должен сам управлять собой и своей жизнью: «Теперь я главный!». В этом возрасте человек начинает ощущать всю полноту ответственности за функциональную независимость, иногда придающую сил и захватывающую, а иногда пугающую и подавляющую. В начале самостоятельной жизни, свободной от надзора и поддержки родителей, может быть трудно задать правильное направление на будущее и постоянно следовать ему. Выполняя все возложенные на себя обязательства, иногда поскальзываясь и падая, изо всех сил стараясь удержаться на ногах и найти свой путь, человек невольно задумывается, что быть «хозяином своей жизни» всё-таки трудно.
После прочтения этой статьи может возникнуть резонный вопрос: «Как стремление к четырем свободам может повлиять на отношения подростка с родителями?». Трудно ответить на этот вопрос однозначно, но, возможно, кто-то мог обратить внимание на следующие изменения:
Перевод Ангелина Козлова
Изображение ru.freepik.com
Необычные семейные традиции мира
Домашние задания: как приучать к самостоятельности
Материал подготовила Екатерина Гаврилина
Как выбрать полезную видеоигру для ребенка
Что советуют нейрохирурги для развития мозга ребенка
Развод … Кто виноват и что делать
Ремонтируем модные вещи - приобщаемся к устойчивой моде
Почему мы хотим покупать новые вещи?
О важности разумного потребления