Вы решили отдать ребенка в спорт. Отличное решение. Очень правильное и верное. Вопрос только в том, как правильно выбрать спорт для ребенка. Конечно, в первую очередь – это должен быть выбор ребенка. Было бы идеально, чтобы ребенок сам сказал вам, что хочет заниматься чем-то конкретным. И это было бы в вашем городе. Рядом. Доступно по цене. Доступно по здоровью. Соответствовало вашим личным убеждениям. Но так бывает не всегда.
Чаще родители сами принимают решение, куда отдать ребенка, каким спортом стоит заниматься.
Здесь необходимо обратить внимание на некоторые принципиально важные моменты. Для начала честно ответьте себе на вопросы: испытывает ли ваш малыш сложности в освоении простых (не элементарных навыков), на сколько он ловок и скоординирован, легко ли отличает лево от права, насколько легко ему переключаться с одного на другой вид деятельности. Если к 4 годам, а это время начало занятий спортом, ребенок успешно ловит мяч, иметь развитую речь (проблемы с произнесением единичных звуков не считаются), может выполнять простые команды типа «сделай два шага влево», «повернись кругом», «сделай шаг назад и подпрыгни», то с наибольшей вероятностью, он способен заниматься любым видом спорта, который удобен и желателен ему и родителям. Хуже, если ребенок испытывает сложности хотя бы с чем-то из перечисленного.
В 4 полных года это указывает (только указывает, но не является диагнозом) на слабую координацию правого и левого полушарий головного мозга. То есть ребенок испытывает сложности с получением, переработкой информации и превращения команды в действие. А ведь без успешной координации полушарий невозможно успешное обучение. То есть в этом возрасте можно заподозрить, что в школе такой ребенок будет иметь сложности с обучением. Конечно, у ребенка в запасе еще 2-3 года. Но не стоит забывать, что время летит очень быстро, а имеющие проблемы не исчезнут сами. Конечно, у части детей эти проблемы компенсируются естественным образом. Но не у всех. У кого-то они вполне могут сохраниться. И тогда такой ребенок в первом классе будет выглядеть очень неуспешным на фоне более сбалансированных детей. И вопрос будет не к учителю, почему он может научить Машу и Мишу, а моего ребенка не хочет? Вопрос будет в том, как догнать этих самых Машу и Мишу по синхронизации и скорости передачи информации между полушариями мозга.
На самом деле это и сложно и просто. И спорт является в этом вопросе огромным помощником. Но не любой спорт.
В первую очередь нужен такой вид спорта, который позволит синхронизировать работу полушарий. То есть эту будут те занятия, где ребенку придется повторять одно и то же движение много раз, заставляя правую и левую часть тела работать одновременно. Например, таким спортом может быть бег. То есть выбирая легкую атлетику вы точно поможете своему ребенку. Еще это может плавание. Лыжи – прекрасное решение.
А вот игровые виды спорта такому ребенку не подойдут. И не потому, что он будет в нем неуспешен. Игровые виды спорта направлены на быстрые, резкие, часто меняющие движения. Ни о какой синхронизации тут не говорится. Нет, конечно, если вы решите отдать малыша на хоккей, то первый год они учатся стоять на коньках, ездить по кругу, присаживаться на коньках в движении. И вот пока они на начали осваивать резкое торможение коньком – хоккей вполне вписывает в стратегию развития мозга. Но после он уже будет не помогать, а ребенок очевидно начнет проигрывать сверстникам с более синхронизированной работой мозга даже в спорте. И виноват не талант (хотя, честно говорят, в спорте талант нужен не меньше, чем в рисовании), точнее его отсутствие. А именно медленная переработка информации.
Фигурное катание, как и бальные танцы, не подойдут такому ребенку ни на каком этапе. Потому что там нет времени на выполнение повторяющихся движений. Изначально это прыжки, повороты без всякой закономерности. А вот народные танцы типа хоровода – вполне могут стать помощником в развитие синхронизации мозга.
Не менее важным моментом будет найти «своего» тренера. Свой тренер – это человек, с которым ребенку будет комфортно заниматься. Под словом «комфортно» понимается не то, что ребенка будут только баловать и хвалить. Но критика от такого тренера воспринимается ребенком спокойно, без обид. С тренировки ребенок выходит уставший, пусть даже и со слезами, но сам собирается на следующую тренировку, потому что ему хочет идти туда, а не потому, что вы хотите его отвезти. И такой тренер, особенно для детей, перед которыми ставится цель не вырасти в очередного Овечкина, а стать более здоровым и подготовиться к учебе, должен быть максимально корректен, терпим, добр. Он не должен отворачиваться от ребенка, потому что тот неперспективен. Наоборот, он должен подтолкнуть ребенка вперед, показав, что тот имеет потенциал, может достичь большее и стать лучше, чем был вчера.
Обязательно предупредите тренера об особенностях своего ребенка. И если он не испугает, предложить совместно работать – это ваш тренер.
Вы и ваш партнер — команда, или вы взаимозависимы?
Как отношения с матерью влияют на эмпатичное поведение
Каковы основные различия между буллингом в детском и взрослом возрасте
Материал подготовила Татьяна Ковшова
Пережившие насилие меняются навсегда
Почему работодатели не хотят отпускать мужчин в декрет и как это меняет общество
Сколько средств уходит на воспитание ребенка
Материал подготовила Татьяна Ковшова
Дислексия и дисграфия: поддержка детей близкими
Ещё одна причина не давать вашему малышу сидеть перед экранами смартфонов
Если ваш подросток.... ответы на сложные вопросы