Глаза – это важнейшая часть человеческого организма. С помощью зрения современный человек получает большую часть нужной ему информации. С развитие гаджетов роль зрения и информации, получаемой по зрительному каналу, только возрастает.
Но сегодня поговорим о глазах как об инструменте, помогающем в обучении, а точнее о зрении и распознавании образов.
Для того, чтобы ребенок научился читать необходимо, чтобы в первую очередь созрел мозг для выполнения данной функции. Обычно, для здорового ребенка такое созревание происходит на рубеже пяти лет. Это не означает, что только в 5 лет ребенок может начать читать. Но это означает, что эффективность обучения чтению в этом возрасте будет выше. Безусловно, есть дети, у которых мозг созревает раньше. Но ведь есть дети, которые становятся олимпийскими чемпионами. Просто у этих детей больше способностей. Их тело и мозг работает чуть иначе, чем у других людей. К сожалению, не каждый может стать Овечкиным, как не каждый может стать Бетховеном. Но и Бетховен и Овечкин есть в истории человечества. Так же и дети, способные начинать читать в 3 года есть.
Но что делать, если мозг уже созрел, а читать ребенок все равно не может? Очень часто причина в неправильной работе глаз. То есть ребенок не умеет пользоваться глазами, как инструментом для чтения. Из-за этого может быть низкая скорость чтения, физическая тошнота при чтении (в нейропсихологии описаны такие случаи) и еще целый ряд отрицательных моментов. Согласитесь, когда процесс мучителен, то его стремятся избежать. Чтение не исключение. И сколько бы не говорилось о пользе чтения, то сначала его надо сделать приятным, а потом только говорить о полезном.
При начале обучения чтению ребенок захватывает глазами одну, затем две соседние буквы. При этом происходит распознавание зрительного образа буквы и перекодирование буквы в звук. Чтобы помочь ребенку освоить данный процесс, рекомендуют читать вслух. Это позволяет не только увидеть образ буквы, но и услышать его звучание. Задействуются сразу два канала получения информации зрительный и слуховой, что повышает эффективность обучения.
И здесь многие родители совершают принципиальную ошибку: они учат детей распознавать сразу все буквы. К сожалению, данный подход не верен. Дети должны овладеть навыком чтения. Сделать это проще на маленьком количестве символов. А после, когда первичный навык сформирован, можно расширять буквенный ряд.
Что понимается под формированием навыка? С точки зрения глаз – это умение выделить и воспринять всю букву разом, образом. Ухватить зрительно две, а затем три соседние буквы и отделить их друг от друга. Затем расширить восприятие символов до одного слова. Взрослый человек, у которого сформирован навык чтения, «выхватывает» все буквы разом из слова. Более того, хорошо читающий взрослый «видит» всю строку, а многие одновременно две или даже три строки.
Самое лучшее решение: это найди предмет. Сейчас существует огромное число игр в печатном и электронном виде, когда среди множества предметов надо найти, например, улитку или зонтик. Единственное, важное требование: предмет должен быть виден полностью. То есть не должно быть так, что ребенок должен в сознании достроить образ предмета до заданного. Такая избыточная тренировка в достраивании предмета ведет к развитию, а потом применяю данного навыка и в чтение. Ребенок учится не узнавать букву, а угадывать ее по каким-то имеющимся признакам. Но в графемах букв слишком много «тонких» моментов. Например, буквы Г и Т крайне похожи. И достраивание образа будет мешать ребенку. Он вполне может достраивать букву Г до буквы Т. Его мозг уже привык «рисовать» те элементы, которых не видно, но которые должны быть. Это приводит к огромному числу ошибок чтения, искажению слов. Для успешного чтения мозг должен «выхватывать» образ буквы целиком, не достраивая его, не искажая.
Второе упражнение, которое поможет ребенку освоить чтение, натренировав глаза - это расширение пространства восприятия текста. Многие дети, чтобы увидеть всю строчку, вынуждены «вертеть головой», то есть они двигают не глазные яблоки, следя глазами за текстом, а поворачивают всю голову. В некоторых случаях дети начинают раскачиваться из стороны в сторону, чтобы «выхватить» всю строку. Такое раскачивание дополнительно нагружает вестибулярный аппарат ребенку, что может приводить не только к повышенной утомляемости, потому что это дополнительная физическая нагрузка, но и к появлению всех признаков укачивания: тошноте, головокружению…
Учим ребенка следить глазами. Для этого есть упражнения, которые рекомендуются для снятия нагрузки с глаз. Просим ребенка посмотреть (скосить глаза) в левую сторону, затем в правую. Повторяем несколько раз. Когда ребенок освоил данное упражнение и выполняет его легко, можно подключать задачи по распознаванию букв (картинок, образов), расположенных не прямо перед глазами ребенка, а левее или правее, двигая не голову, а только глаза. Постепенно расширяем «область видимости».
Эти простые задания позволят подготовить глаза ребенка к обучению чтению, приведут к сокращению длительности обучения, повысят качество чтения, позволят избежать многих ошибок при обучении чтению.
Автор Екатерина Гаврилина
Изображение сгенерировано нейросетью
Замечательная беременность и роды после замершей беременности и диагноза бесплодия
Ночь, когда началась наша история
Грудное вскармливание снижает риски неврологических отклонений
Влияние грудного молока на артериальное давление
Влияние совместного ухода за ребенком на качество сна матери
Преимущества грудного вскармливания для родителей и младенцев
5 основных питательных веществ, которые нужны кормящим мамам
7 советов для мам, чьи дети капризничают во время кормления
12 идей для второй жизни силикагеля