Работа глаз и распознавание букв

18.02.2025
Работа глаз и распознавание букв

Глаза – это важнейшая часть человеческого организма. С помощью зрения современный человек получает большую часть нужной ему информации. С развитие гаджетов роль зрения и информации, получаемой по зрительному каналу, только возрастает.

Но сегодня поговорим о глазах как об инструменте, помогающем в обучении, а точнее о зрении и распознавании образов.

Для того, чтобы ребенок научился читать необходимо, чтобы в первую очередь созрел мозг для выполнения данной функции. Обычно, для здорового ребенка такое созревание происходит на рубеже пяти лет. Это не означает, что только в 5 лет ребенок может начать читать. Но это означает, что эффективность обучения чтению в этом возрасте будет выше. Безусловно, есть дети, у которых мозг созревает раньше. Но ведь есть дети, которые становятся олимпийскими чемпионами. Просто у этих детей больше способностей. Их тело и мозг работает чуть иначе, чем у других людей. К сожалению, не каждый может стать Овечкиным, как не каждый может стать Бетховеном. Но и Бетховен и Овечкин есть в истории человечества. Так же и дети, способные начинать читать в 3 года есть.

Но что делать, если мозг уже созрел, а читать ребенок все равно не может? Очень часто причина в неправильной работе глаз. То есть ребенок не умеет пользоваться глазами, как инструментом для чтения. Из-за этого может быть низкая скорость чтения, физическая тошнота при чтении (в нейропсихологии описаны такие случаи) и еще целый ряд отрицательных моментов. Согласитесь, когда процесс мучителен, то его стремятся избежать. Чтение не исключение. И сколько бы не говорилось о пользе чтения, то сначала его надо сделать приятным, а потом только говорить о полезном.

Какие факторы говорят, что неправильная работа глаз мешает ребенку начать качественно читать? На что стоит обратить внимание? И как исправить ситуацию?

При начале обучения чтению ребенок захватывает глазами одну, затем две соседние буквы. При этом происходит распознавание зрительного образа буквы и перекодирование буквы в звук. Чтобы помочь ребенку освоить данный процесс, рекомендуют читать вслух. Это позволяет не только увидеть образ буквы, но и услышать его звучание. Задействуются сразу два канала получения информации зрительный и слуховой, что повышает эффективность обучения.

И здесь многие родители совершают принципиальную ошибку: они учат детей распознавать сразу все буквы. К сожалению, данный подход не верен. Дети должны овладеть навыком чтения. Сделать это проще на маленьком количестве символов. А после, когда первичный навык сформирован, можно расширять буквенный ряд.

Что понимается под формированием навыка? С точки зрения глаз – это умение выделить и воспринять всю букву разом, образом. Ухватить зрительно две, а затем три соседние буквы и отделить их друг от друга. Затем расширить восприятие символов до одного слова. Взрослый человек, у которого сформирован навык чтения, «выхватывает» все буквы разом из слова. Более того, хорошо читающий взрослый «видит» всю строку, а многие одновременно две или даже три строки.

Как же натренировать зрительный аппарат ребенка, подготовив его к освоению чтения? И просто и сложно одновременно.

Самое лучшее решение: это найди предмет. Сейчас существует огромное число игр в печатном и электронном виде, когда среди множества предметов надо найти, например, улитку или зонтик. Единственное, важное требование: предмет должен быть виден полностью. То есть не должно быть так, что ребенок должен в сознании достроить образ предмета до заданного. Такая избыточная тренировка в достраивании предмета ведет к развитию, а потом применяю данного навыка и в чтение. Ребенок учится не узнавать букву, а угадывать ее по каким-то имеющимся признакам. Но в графемах букв слишком много «тонких» моментов. Например, буквы Г и Т крайне похожи. И достраивание образа будет мешать ребенку. Он вполне может достраивать букву Г до буквы Т. Его мозг уже привык «рисовать» те элементы, которых не видно, но которые должны быть. Это приводит к огромному числу ошибок чтения, искажению слов. Для успешного чтения мозг должен «выхватывать» образ буквы целиком, не достраивая его, не искажая.

Второе упражнение, которое поможет ребенку освоить чтение, натренировав глаза - это расширение пространства восприятия текста. Многие дети, чтобы увидеть всю строчку, вынуждены «вертеть головой», то есть они двигают не глазные яблоки, следя глазами за текстом, а поворачивают всю голову. В некоторых случаях дети начинают раскачиваться из стороны в сторону, чтобы «выхватить» всю строку. Такое раскачивание дополнительно нагружает вестибулярный аппарат ребенку, что может приводить не только к повышенной утомляемости, потому что это дополнительная физическая нагрузка, но и к появлению всех признаков укачивания: тошноте, головокружению…

Как расширить зону видимости без включения в работу мышц шеи и тела? 

Учим ребенка следить глазами. Для этого есть упражнения, которые рекомендуются для снятия нагрузки с глаз. Просим ребенка посмотреть (скосить глаза) в левую сторону, затем в правую. Повторяем несколько раз. Когда ребенок освоил данное упражнение и выполняет его легко, можно подключать задачи по распознаванию букв (картинок, образов), расположенных не прямо перед глазами ребенка, а левее или правее, двигая не голову, а только глаза. Постепенно расширяем «область видимости».

Эти простые задания позволят подготовить глаза ребенка к обучению чтению, приведут к сокращению длительности обучения, повысят качество чтения, позволят избежать многих ошибок при обучении чтению.

Автор Екатерина Гаврилина

Изображение сгенерировано нейросетью


Другие статьи по этой теме

Возврат к списку



×
Вход на сайт