Есть дети, для которых решение задач вызывает большие трудности, и их родители обеспокоены тем, как они будут сдавать ОГЭ и ЕГЭ, в которых есть геометрические задачи. Дети отказываются от физики в качестве экзамена, считая его слишком сложным. Нам, взрослым кажется, что это обычные предметы, простые задачи, ведь мы их решали в свое время.
Основные сложности возникают из-за геометрических заданий, а для успешной дачи ОГЭ, например, их надо решить не меньше двух. В таких ситуациях страх может накрывать и детей и родителей.
Родители считают, что дети не могут решать геометрические задания из-за учителей. Но проблема, к сожалению, чаще всего не в учителях. И даже не в переполненных классах. И не в "Вовочке", который пытается и часто успешно сорвать урок. Проблема в самом ребенке. И нет, вовсе он не плохой и не ленивый. Просто он не научен в дошкольном возрасте мыслить.
Навык мышления и рассуждения должен быть сформирован к началу обучения в школе. Да! Именно так. Этот навык формируется на этапе до 6 лет в идеальном случае. Хуже, когда приходится его начинать развивать значительно позже. Любой навык активизирует определенные отделы мозга, заставляя их активировать свою деятельность, стимулирует их развитие, запускает в работу нейронные связи. Чем позже происходит формирование данного навыка, тем медленнее и сложнее будет его использование.
И не стоит забывать, что, например, у учителя математики нет времени на формирование данного навыка в рамках изучения курса геометрии. Это так же невозможно, как требовать от учителя русского языка не только выучить с ребенком деепричастный оборот и его особенности, но и параллельно научить ребенка держать ручку и выводить ею элементы, из которых состоят буквы.
Так почему внмание уделяется именно геометрии? Все просто: химию, физику ребенок может не сдавать. И даже, имея "неудовлетворительно" по данным предметам все равно его выпустят из школы, то избежать математики не получится.
В оформлении задач. В отличие от алгебры, например, в геометрии не получится «выехать» на умении решать примеры, просто подставляя значения на требуемые позиции или последовательно применяя правила. В геометрии, как на заседании суда, каждое действие должно быть объяснено и обосновано. То есть основным вопросом геометрии становится вопрос «почему?».
Сегодня дети имеют доступ к информации в объемах, которые никогда не были доступны даже взрослым людям. Получить ответ практически на любой вопрос можно в течение нескольких минут. Навыками поисками ответа владеют даже младшие школьники. Казалось бы, в таких благоприятных условиях дети должны становиться умнее, любознательнее, активнее, а главное - они должны уметь пользоваться одним из самых главных вопросов: «почему». А на практике видно обратное. Есть дети с трудом могут объяснять. При этом вопрос "почему" все чаще пропадает из лексикона детей. Возможно, в детском саду воспитатели не задают этот вопрос. На дополнительных занятиях, куда все-таки родители приводят детей, этот вопрос от преподавателя уже ставит детей в тупик. Они не понимают, чего именно от них хотят. Дети не могут объяснить своих действий, своего выбора.
Все реже от детей дошкольного возраста мы слышим вопросы: «почему идет снег?», «почему лед плавает на поверхности?», «почему трава зеленая?». Возможно, мозг, перегруженный информацией из мультиков, детских песенок, спасая себя, отключается. Ему некогда думать. Ему некогда размышлять. Родители успешно «кормят» мозг развивающими мультиками, получая строго обратный эффект. Ребенок не развивается. Его мозг не учится ставить вопросы и искать ответы. Мозг учится защищаться. В первую очередь отвергая вопросы, стремясь закрыться от лишней информации.
Выключайте телевизор. Давайте мозгу тишину.
Вместо этого дайте ребенку книгу. Конечно, вам тоже придется читать ее, так как дошкольник не в состоянии справиться с этой задачей сам. Прочитайте, рассмотрите, обсудите с ребенком то, что прочитали.
Вы прочитали про мышонка Пика Бианки? Отлично! Спросите: почему мышонок оказался на острове? Вам очевидно, что потому, что дети посадили его на лодку и отправили на реке, а лодка уткнулась в остров. Но это вам! А вот ребенку не всегда. Пусть он напряжется, вспомнит текст, найдет причинно-следственные связи. Справился малыш с этим заданием? Усложняйте. А почему вообще его посадили на лодку? Потому что дети хотели избавиться от мышей, но девочка не хотела убивать мышонка. Справились? И снова почему: почему дети не любили мышей? Этого ответа в книге уже не найти. Но ответ на него существует. Для этого надо подумать, выстроить предположения. Подумать, почему люди всегда стремились избавиться от мышей, как они это делали.
Поверьте, такие простые на первый взгляд действия формируют у ребенка способность мыслить, мотивировать себя на действия, объяснять свои поступки.
Потом, при решении задачи по геометрии ребенок, с успешно освоенным вопросом «почему», может ответить: потому что прямые a и b параллельны, а углы один и два являются накрест лежащими при двух параллельных прямых при одной секущей, следовательно, они равны. Он отвечает на тот же вопрос «почему». Его мозг, наученный на примере мышонка Пика и других подобных задачах, уже сам ищет: на какие данные, какие правила можно опереться, чтобы обосновать свой ответ.
Безусловно, для такого ответа обязательно надо знать правила. Но, как показывает опыт, выучить правила современным детям значительно проще, чем потом приложить это правило к решению. Более того, некоторые дети, даже видя правило, прикладывая его к решению, не могут обосновать свои действия, то есть они не могут написать, почему эти углы оказались равны.
Но при оценивании работ по геометрии, оценивается не только полученный результат, а весь ход решения, основание каждого этапа при решении задачи. В инструкции к оцениванию геометрических задач в ОГЭ черным по белому написано, что если отсутствует обоснование шагов, то даже при правильном и верном решении ученик может получить максимально один балл из двух.
Поэтому - учите своих детей думать.
Автор Екатерина Гаврилина
Изображение сгенерировано нейросетью
Как отказаться от лишних покупок
Прежде чем выбросить кофейную гущу, дайте ей второй шанс
Ремонтировать или выбрасывать?
Основные особенности "быстрой моды" и какую цену за неё приходится платить людям и окружающей среде
Игрушка пластиковая снаружи и микропластиковая внутри ребенка
Каково влияние социальных сетей на потребительские привычки?
Как поступить со старыми вещами и почему их переработка представляет собой сложную задачу?
Распространённые проблемы ЖКТ у детей: интервью с врачом
Вестибулярный аппарат, обучение и мозжечок
Правила поведения при школьных конфликтах