Оценки мешают учиться? Влияние оценок на успеваемость и психику детей

16.01.2023
Оценки мешают учиться? Влияние оценок на успеваемость и психику детей

Почему школьникам первых классов не нужны оценки

Конечно, для объективного понимания уровня и качества своей работы каждому человеку нужна обратная связь, и школьники не являются исключением. Но излишне сильное давление на маленького ребёнка, вызванное непривычным для него оцениванием и постоянной конкуренцией с другими, может обернуться тяжёлыми эмоциональными переживаниями или даже психологической травмой.
Однако от балльно-рейтинговой системы оценивания страдают не только ученики младших классов, но и учащиеся старшей школы, и при этом уровень стресса из-за успеваемости российских школьников всех возрастов является самым высоким в мире: как показал широкомасштабный исследовательский эксперимент американских аналитиков 2019 года, в России только 11% учащихся чувствуют себя уверенно касательно успеваемости.
Когда мы были детьми, родители часто нас ругали из-за низких оценок, сравнивали их со своей зарплатой, а учебу с работой; каждый раз на контрольных и проверочных мы боялись получить плохую отметку, чтобы не стать тем самым мальчиком с картины “Опять двойка”. Но настолько ли важны эти красные циферки в дневнике или многострадальные итоговые оценки в электронном журнале? Как показывает опыт, страх получить низкую оценку не всегда приводит к прилежной учёбе - когда целью ребенка является только получение “галочки” в виде пятёрки, гораздо проще списать из интернета или у друзей, разжалобить учителя, а не попытаться освоить материал.
Многочисленные исследования выявили, что награда часто и вовсе может оказывать негативное влияние на успешный результат. - Примерно в середине 20 века Сэм Глаксбер, канадский профессор факультета психологии, набрал две группы студентов-добровлольцев и дал им известную задачу Карла Дункера про свечу (задачка измеряет когнитивные и умственные способности решающего). Для первой группы он не установил никакой системы вознаграждения, только сказал, что по итогам их работы будет вычислен временной норматив для решения данной задачи средним студентом. А второй сказал следующее: “Первые 25% участников, решившие задачу, получат по 5 долларов, а победитель - 20 долларов”. В итоге эксперимент показал, что студенты первой группы, которые решали задачу в основном ради интереса, решили ее в среднем на три с половиной минуты быстрее студентов второй группы, которым полагалась денежная премия за решение задачи.
Как видно из результата эксперимента, несмотря на известную всем силу денег, мотивация, направленная на получение награды, оказалась слабее желания решить задачку ради интереса и привела к более низкому результату. Это и является причиной отсутствия системы балльно-рейтинговой системы оценивания в первом классе. Сладости, наклейки, смайлики, карманные деньги - всё это может создать у детей ложное понимание смысла образования.
Такие системы вознаграждения побуждают школьников соревноваться за количество “знаков отличия”, а в итоге возникшей конкуренции неизбежно возникает неравенство в классе: появляются лучшие ученики (отличники) и худшие (двоечники). У отличников и хорошистов могут даже быть различные привилегии в виде более благосклонного отношения учителя и др., что также оказывает отрицательное влияние на эмоциональный фон “двоечников”, делая всё сложнее и сложнее для них избавиться от “клейма”. Часто такое разделение приводит к потере мотивации отстающими и всё большим закреплением за ними неприглядной характеристики.

Вера в себя важнее реальных навыков

Как бы это ни было странно, но уверенность в себе имеет большее значение, чем реальное умение делать что-то. Психолог и философ Мэри Коллинс в 1982 году провела эксперимент: она попросила детей с равными баллами по математике оценить свой уровень математических знаний, а после дала всем одинаковые задания. Вышло так, что учащиеся, которые верили в свой потенциал и талант, смелее брались за трудные задачи, отсекали неверные пути решения быстрее и показали лучшие результаты, чем дети, знающие столько же, но сомневались в своей одарённости.
Немного позже, в 1985 году, выдающийся американский профессор Бернард Вайнер, как и Мэри Коллинс, предложил своим студентам математический тест, но сосредоточился не на вере в успех (ее роль уже была установлена), а на том, как студенты объясняют свой успех или провал. В итоге он выделил пять основных показателей, которые помогают человеку оценить свою работу: история прежних успехов, успех или неуспех других студентов, затраченное на подготовку время, наличие помощи со стороны (“списывания”), влияние удачи на результат. Другому американскому психологу, Кэрол Двек, удалось выяснить с помощью похожего эксперимента, что дети с низкой самооценкой, привыкшие считать себя менее талантливыми, чем остальные, объясняли причину своих ошибок собственной бездарностью. Ученики же, умеющие ценить свои знания и умения по достоинству связывали провал с недостатком времени и усилий или с внешними факторами, относились к неудовлетворительному результату не как к провалу, а как к проблеме, которую нужно решить. Один мальчик даже с энтузиазмом закатал рукава и заявил, что любит трудности, а другой придвинулся поближе к столу и объявил: «Теперь начинается самое интересное!»
Негативный настрой и самоосуждение лишь препятствуют развитию - дети боятся пробовать что-то новое и экспериментировать из-за страха ошибки, загоняют себя в замкнутый круг, зацикливаясь на своих же предсказаниях неудач. Данный феномен является “эффектом Розенталя” - твоя вера в хороший или плохой конец повышает вероятность соответствующего исхода. Именно поэтому немаловажно научить ребёнка мыслить позитивно и не терять надежду.

Что тогда должно быть вместо оценок?

Согласно официальному письму Министерства образования допускается только словесная объяснительная оценка. Штампики, кружочки и треугольники, означающие “отлично” и “плохо”, весёлые и грустные рожицы, проставление оценок в блокнотик вместо дневника и другие скрытые системы оценивания не приветствуются: согласно письму “не следует использовать в качестве оценки любую знаковую символику”. В случае такого скрытого оценивания попробуйте поговорить с преподавателем или завучем о смене методики преподавания. Педагог может предложить ребёнку самому оценить свою работу, помочь отрефлексировать ситуацию при неудаче, задавая вопросы: какое было задание, удалось ли его выполнить, сам выполнил или кто-то помог, было ли легко, сложно, старался ли он, понравилось ли задание. Такое обсуждение, диалог с преподавателем не делит труд ребенка на категории “хорошо” или “плохо”, а позволяет ему самому лучше осознать свои умения и понять, где нужно заполнить пробелы и где нужна помощь учителя.
В процессе обучения нельзя использовать фразы “неверно”, “не старался/ась”, “не думал/а”, лучше обходиться репликами “ты так думаешь”, “давай послушаем других”, “это твое мнение”. К тому же, никакой критике не подлежат: личностные качества школьников, темп работы ученика, особенности их психических процессов (памяти, внимания, восприятия и др.) Педагог может отмечать пропуски ребенка и вести собственный табель успеваемости учеников, чтобы подстраивать под них учебный план, обсуждать успехи ребенка лично с родителями и на школьных собраниях.

Автор Юлия Коваленко

Изображение от photoroyalty на Freepik

Другие статьи по этой теме

Возврат к списку




×
Вход на сайт