Одиноки не только взрослые, но и дети. В то же время одиночество иногда приводит к серьезным последствиям; оно повышает угрозу преждевременной смертности на 40%, препятствует обучению и формированию личности. Какие же могут быть причины и «симптомы» одиночества ребенка? Как мама с папой могут поддержать своего ребенка, которому не хватает общения, близости, дружбы? Финский детский и подростковый психолог Нийна Юнттила предлагает свой анализ ситуации, основанный на практическом опыте. Мы пересказали некоторые идеи ее книги.
Одиночество – вредное и опасное психическое состояние, характеризующееся тем, что человек мучается от малого количества социальных контактов, или от их недостаточного качества. Очень тягостно ощущение того, что тебе не с кем увидеться и пообщаться по душам, нет того человека, который мог бы полностью понимать тебя.
На данный момент процент учащихся, которые испытывают чувство одиночества достаточно долгий период времени, составляет 10-20%. Если представить, в данную секунду примерно каждый пятый школьник подавлен и не имеет возможности разделить с кем-то свои переживания.
Именно так вопрос социологи задали детям. Большая часть детей отвечали, что так быть не должно и это плохо. Ребята отмечали право каждого человека на общение и дружбу, ведь это так неприятно быть одиноким.
И даже такие юные опрашиваемые упоминали опасные последствия долгого нахождения в одиночестве – люди замыкаются в себе, могут возникнуть психологические проблемы.
Стоит отметить, что многие говорили о разнице между патологическим ощущением одиночества и здоровым желанием периодически побыть одному. Ведь каждому порой нужно время наедине с собой, и это нормально.
Печально, что большое количество ребят делилось уже своим опытом одиночества, в описаниях своих эмоций дети говорили: «жуткое чувство», «ужас полный».
Однако радует, что такое же количество детей были отзывчивы в ситуациях, когда их одноклассник на перемене сидит совсем один, грустный и с ним никто не играет. Школьники обычно стараются завести беседу с таким школьником, или пригласить в игру.
Редко встречалось мнение, что одиночество это проблема исключительно одиноких людей, и их она не касается. Некоторые отвечающие считали, что одинокий человек мог заслужить такое отношение своим плохим поведением: «не умеет себя вести, только дразнится, обзывается и обижает».
Одиночество мучительное чувство, а дети подросткового возраста переживают его гораздо сложнее. Все дело в том, что появляется несоответствие между тем, какое количество общения человек желает, и какое у него есть на самом деле.
Одиночество в социальном плане и в эмоциональном это два различных состояния, однако, в детском возрасте они зачастую сочетаются. Если ребенку не хватает общения по причине отсутствия друзей-приятелей, то, как правило, он испытывает и эмоциональное одиночество.
Обычно именно в начале обучения в школе складываются дружеские компании, наличие которых так важно для каждого отдельно взятого ребенка. И здесь могут наблюдаться различные ситуации: кто-то имеет большую компанию друзей, но ощущает эмоциональное одиночество, так как, ни с кем из друзей не может поговорить о каких-то своих переживаниях. Или же у человека может быть тот самый лучший для него друг, с которым все и всегда можно обсудить, но не хватает общения, и вот оно социальное одиночество.
На данный момент считается, что каждый испытывает необходимость и в наличии «родственной души» рядом, и в общении с другими симпатичными человеку людьми. Эту идею высказал основатель современного подхода к изучению одиночества Роберт Вейс. Из этого следует достаточно простой вывод, если у человека нет тесной привязанности, то это чревато эмоциональным одиночеством, а недостаток социальных контактов – к социальному.
Эмоциональное одиночество часто больше связанно с чувством подавленности и отчаяния. У ребенка нет друга, который может его выслушать и поддержать в нужный момент.
Социальное же одиночество ощущается как изоляция от группы одноклассников или просто знакомых ребят. Наличие такой компании крайне важно, для нормального развития социальных навыков, умения действовать сообща.
В новостях сложно отыскать что-то хорошее и доброе, как правило, СМИ пестрят негативными и пугающими сенсациями. Подрастающее поколение чувствует свою беспомощность во всем этом ворохе новостей об еще одном экономическом кризисе, коррупции, проблемах с экологией и так далее.
Еще одно причиной, имеющей большое влияние на формирование чувства одиночества у детей – это направленность школьного образования на индивидуальные результаты и отсутствие возможности развивать сплоченность в коллективе. Воспитательный процесс в школе должен заключаться не только в прививании детям желание учиться и изучать новое, это так же должен быть процесс социализации. Именно в школе ребенок должен научиться понимать себя, и других, научиться находить общий язык с каждым.
А вы знаете, что одиночество повышает риск преждевременной смерти на 40%? Для сравнения лишний вес увеличивает этот риск лишь на 20%. Эмоциональное одиночество в результате может приводить к тяжелым последствиям в виде серьезных психических расстройств, таких как депрессия, биполярное расстройство, социофобия.
Дети и подростки, испытывающие эмоциональное одиночество, рискуют больше своих сверстников остаться без образования и карьеры, за пределами социума.
Было проведено исследование среди учащихся младших и старших классов, которое изучает воздействие одиночества на учебу, физическое и психическое здоровье.
С точки зрения преподавателей одинокие младшеклассники менее способны и дисциплинированны, они пытаются избегать всего нового. Однако на данный момент точно не известно отсутствие желания к обучению является следствием одиночества или же наоборот.
Безусловно, одиночество передаётся, но, конечно же, не так, как рост или цвет глаз. Если у родителей нет обширных социальных связей, то и ребенок, скорее всего уже в школьные годы будет одинок.
Учёные проводили исследования в возрастной группе учащихся первых классов, они изучали влияния общения в семье на поведение детей в коллективе сверстников. Была замечена четкая корреляция, чем больше дети совместно проводят время с мамой и папой, тем лучше они взаимодействуют с одноклассниками, и соответственно легче находят друзей.
Так же было отмечено, что дети из семей, где родители склонны к диктаторству, начинают вести себя так же. Такие ребята стремятся доминировать в группе и заводить друзей насильственно.
Одна из главных задач развития ребёнка в детстве - формирование навыков социального взаимодействия. И для этой задачи большое значение имеет опыт общения дома в самом раннем возрасте. Родители малообщительных детей могут постараться помочь им в поиске друзей, например, устроить дома посиделки для приятелей своего ребёнка.
Беспокоиться, и переживать - это право любого родителя. И самое интересное, что ребёнок и сам не ощущает себя полностью в безопасности, если никто о нем не волнуется и не расспрашивает о делах.
Однако заниматься гиперопекой тоже не следует, так как при слишком строгих ограничениях ребёнок теряет возможность налаживать и поддерживать социальные контакты.
Никто не сможет сказать вам, сколько свободы и сколько ограничений нужно конкретно вашему ребёнку, ведь это все индивидуально. Однако следует понимать, что если ребёнок после школы не может заглянуть к приятелю в гости, потому что вы в качестве родителя излишне нервничаете, то маловероятно, что этот человек сможет обзавестись друзьями.
Если вы зададите хотя бы пару из этих вопросов, то ваш ребёнок уже будет рад, что вы заинтересованы в его жизни. Ведь родители - они одни единственные в жизни.
Автор Полина Коновалова
Изображение от FreepikРождение нашей третьей принцессы
Долгожданное счастье для Ольги
5 способов научить детей думать самостоятельно
Игры в одиночестве важны для детей - вот почему
8 маленьких способов побудить ребенка высказывать свое мнение
6 видов издевательств, с которыми может столкнуться ваш ребенок
Подростковый бунт: уже не тот, что раньше
Являетесь ли вы невовлеченным родителем? Что нужно знать о вредном стиле воспитания
То, как отцы справляются с конфликтами, оказывает огромное влияние на их детей