Не педагогическая коррекция

05.10.2022
Не педагогическая коррекция

По оценкам специалистов, работающих с детьми в начальной школе, сегодня 25% школьников имеют сложности в обучении. Это очень неприятная пугающая цифра известна не только учителям. Многие родители понимают, что именно их ребенок может оказаться в числе этих 25%. И тут уже все зависит от родителей.

Одни находятся на стадии отрицания. Они отказываются признавать проблемы, которые есть у ребенка. «Ну и что, что он беспокойный!» - возмущаются они. «Вам бы только с роботами работать, а просто живой и нетерпеливый». «Вы же видите, что ему просто надо больше времени». Таких и подобных претензий – отрицания проблем каждый учитель от родителей своих неуспешных учеников может назвать сотню, а то и тысячу. Весь их смысл сводится к тому, что у ребенка нет проблем, проблема есть у учителя, раз он не может научить. В такой ситуации помочь ребенку средствами школьного учителя практически невозможно. И не потому, что в классе больше 30 человек. И не потому, что школьная программа рассчитана на определенный темп и ускорить или замедлить его нельзя.

Чаще всего этому ребенку нужна совсем не педагогическая коррекция. Мы уже писали, что бессмысленно нагружать ребенка бесконечными прописями, если он неправильно держит ручку и от письма его мышцы перенапрягаются и движения становятся судорожными. А какой плавности тут может идти речь?

Это не означает, что перед нами ребенок с ОВЗ. Совсем даже нет. Просто ребенок, у которого не угасли те синдромы, что должны были угаснуть сами по себе. Просто перед нами ребенок, который пропустил или перепрыгнул какие-то этапы в своем развитии. Он не ползал, а сразу пошел. Мама, оберегая его, сажала в ходунки, не давая возможности исследовать пространства квартиры, не позволила научиться группироваться, преодолевать преграду, переползать через подушки. Вместо того, чтобы играть в мяч во дворе, ребенок играл в мяч на планшете.

«Но виноват учитель, что ребенок должен теперь вернуться назад и вместе со школьной программой проходить то, что не прошел раньше, учиться тому, что должен уметь к 1 классу.»

Есть и другие тревожные родители. Они видят проблему там, где ее еще нет. И они ставят страшные диагнозы своему ребенку до того, как они появились.

Последняя тенденция – это диагностирование своему ребенку дислексии, дисграфии или дискалькулии, в зависимости от того, что сложнее дается ребенку, еще на этапе детского сада. Нет, ни в 5, ни в 6, ни в 7 лет эти диагнозы нельзя поставить ребенку. Все эти «дис» относятся к нарушению устойчивого сформированного навыка. Никто же не говорит, что ребенок будет иметь нарушение походки до того, как младенец начал вставать на ножки. Также ошибочно ставить подобные диагнозы и малышам.

До 5 лет мозг ребенка еще не готов к обучению чтению. И когда родители с улыбкой мученика заявляют, что «а папа в 4 года читал, а этот даже букв запомнить не может – точно у него дислексия», хочется и плакать и смеяться одновременной. Возможно, что мозг папы формировался с опережением, но это не означает, что его дети должны сформироваться настолько же рано. И тем более неправомерно говорить о таких серьезных проблемах, как дислексия.

Все эти диагнозы «дис» появляются в речи педагога не ранее середины второго класса. Просто до этого времени все навыки, о нарушении которых говорят «дис», еще не сформированы полностью и не автоматизированы.

Но это вовсе не означает, что можно расслабиться и ждать, что случится во 2 классе. На самом деле есть целый ряд маркеров – звоночков, которые будут говорить уже с 5 лет о том, что именно у этого ребенка могут быть проблемы. Это не означает, что они обязательно будут. Но это означает, что родителям надо обратить внимание и начинать исправлять ситуацию до школы, а не ждать того самого 2 класса.

Только под исправлением ситуации понимается совсем не то, что многие родители вкладывают в это понятие. Ни в коем случае не надо пытаться освоить программу первого класса до школы. Ребенок просто не готов освоить ее. Не зря же всегда был и остается до сих пор возрастной ценз на начало обучения.

Так на что именно надо обратить внимание?

В первую очередь, на наличие задержки речевого развития. К сожалению, если невролог диагностировала, что такая задержка у ребенка была, надо готовиться к тому, что малышу будет сложно осваивать языки, чтение и письмо. Ему нужен логопед или даже логопед – дефектолог, который позволит скомпенсировать эту задержку, исправит речь. К началу обучения ребенок должен говорить четко и понятно.

Во-вторых, обратить внимание на то, как ребенок различает звуки и воспроизводит речь. Может малыш услышать правильно звук? Найти звук в слове? Понять, где находится звук? Нет, значит, его ждут сложности при письме. И тут надо находить и стараться устранить причину опять до начала обучения. Если со стороны лор-органов нет патологии, нет аллергического осложнения, то для исправления ситуации хорошо зарекомендовала себя логоритмика и обычная слуховая гимнастика. Начните учить малыша слышать и различать звук проезжающей машины, шум дождя, скрип двери. Научить различать балалайку и баян. И только потом имеет смысл приступать к фонемам.

В третьих, обратите внимание, как ребенок держит ложку. Может ли он есть вилкой? Это все относится к правильному захвату. Если вы не научили малыша правильно брать в руки ложку и вилку, то научить держать его ручку и карандаш будет очень сложно. И здесь на помощь придут различные техники рисования, вырезания, отрывания. Если рука совсем слабая, то крупная моторика хорошо исправляется игрой в тот самый мяч, а мелкая может быть исправлена только после правильной настройки крупной.

В четвертых, как ребенок ориентируется в пространстве? Если ему сложно разобраться с картинкой, где ласточка, а где крот, то еще сложнее будет разобраться с заданием в учебнике. К началу обучения в школе необходимо научить ребенка ориентироваться вокруг себя, видеть все предметы вокруг, не крутя головой, находить только глазами верхний левый угол и правый нижний.

В пятых, вестибулярный аппарат – какой он? Необходимо погасить к школе все рефлексы, связанные с укачиванием на качелях. Иначе будут сложности при чтении. Ведь ребенок должен глазами быстро пробегать строчку и возвращаться к началу следующей строки. У детей со слабым вестибулярным аппаратом тут начинаются сложности. Они теряют строчку. И не потому, что ленивые, глупые, невнимательные, а потому что голова начинает «ехать», как на карусели. Какое уж тут чтение…

В шестых, этот способность соблюдать порядок, не нарушая его, воспроизводя предметы, слова, события. Если ребенок не может правильно запомнить «машинка, домик, зайчик, цветочек, дождь», то как он сможет запомнить элементы графемы, из которых надо собрать букву и правильно сумеет их соединить? А если все-таки собрал элементы в графему, то как собрать эти графемы в слова?

Безусловно, наличие даже всех шести маркеров не позволяет однозначно утверждать до 2 класса, что у ребенка точно будут проблемы в обучении, но даже при обнаружении одного маркера у своего ребенка стоит сосредоточиться и начать до школы помогать малышу, чтобы потом не получилось, что «ребенок просто шилопоп, которому нужен свой темп работы, а учитель со всем классом несется вперед, игнорируя его потребности».

Автор Екатерина Гаврилина

Изображение от photoroyalty на Freepik

Возврат к списку




×
Вход на сайт