Мода на ремонт вещей

23.01.2023
Мода на ремонт вещей

Старый, но не устаревший. Когда солидный возраст изделия не означает потерю качества

В последнее время всё чаще и чаще старые вещи отправляются на помойку, а на замену им приходят яркие новинки, привлекающие покупателей своей ценой и доступностью. Починка вещей стала для нас чем-то непривычным, утомительным и малоприятным - зачем чинить старое, если купить новое проще и быстрее? Возможно, для кого-то дело не столько во времени, затраченном на ремонт, сколько из-за ощущения его бессмысленности, которое появилось в результате убеждения “новое лучше старого”. Многие становятся заложниками синдрома блестящего предмета (SOS – shiny object syndrom) и следуют сменяющим друг друга трендам, радуясь разнообразию ассортимента товаров и приятной цене. Помните тот момент, когда люди перешли с котомок и авосек на пластиковые пакеты, а полки магазинов стали заполняться товарами “made in China”? Немного позже люди открыли для себя Икею и избавились от бабушкиных шифоньеров, раскладушек, а за дешёвой мелочёвкой стали ходить в Fix Price.

 
Тем временем, пока кто-то избавлялся от “старого хлама”, некоторые люди прочесывали блошиные рынки и барахолки Питера, Токио, Берлина и Парижа в поисках антиквариата, восстанавливали мебель Петровской эпохи, собирали дореволюционные монеты и книги, охотились за коллекционными сервизами и другими винтажными изделиями. Всё сложнее становилось определить разницу между старьём и раритетом, установить подлинную ценность предмета. Конечно, довольно часто всё ещё возможно определить историческую значимость изделия и без помощи антиквара, но важнее то, что теперь мы стали всё чаще учитывать важность вещи лично для нас, наделять её особым смыслом и предаваться связанным с ней воспоминаниям и ностальгии. Изобилие товаров привело к перенасыщению людей дешёвыми впечатлениями; сейчас же всё больше людей предпочитают использовать любимые и привычные чашки, одежду, украшения, гулять в парке вместе с семьей и друзьями вместо бесконечного шоппинга в торговых центрах. Разумеется, приходится периодически обновлять и гардероб, и мебель, и многое другое, но теперь это не умаляет достоинство использованных прежде вещей. Мы снова стали чинить вещи - и на это повлияло несколько факторов.

Снижение спроса

Как показывает статистика, уровень потребления действительно упал. Одной из причин этому являются действия недобросовестных предпринимателей, которые ради лёгкой наживы писали неверный состав их продуктов, обещали потрясающий эффект от использования их товара, а после покупатели оставались ни с чем или даже едва могли сгладить последствия. Такие же знаменитые минималисты, как актеры Киану Ривз и Арнольд Шварценеггер, основатель Apple Стив Джобс на своём примере дают нам понять, что много покупать — не значит быть успешным и счастливым. Как сказал ещё один известный минималист, Ингвар Кампрад, основатель уже ранее упоминаемой нами Икеи: “Никто никогда не разбогател, тратя деньги”. Эта фраза прямо указывает на экономический аспект разбираемой нами проблемы. Постоянные более или менее крупные экономические кризисы и потрясения, обучили нас рациональности при совершении покупок, заставили освоить основы финансовой грамотности, научили правильно экономить и придерживаться принципа “качество, а не количество”. Если у любимого пальто где-то разошлись швы, вовсе не обязательно ставить на нём крест и идти покупать новое - лучше отдать его в ателье. Или, если у книжного шкафа разбились стеклянные дверцы, можно просто обратиться к мастеру. Да, бывает, что починка обходится дороже нового пальто, шкафа и чего-нибудь другого, что требует ремонта, но, вероятно, это верно только для недоброкачественных аналогов, которые сами скоро выйдут из строя, в то время как качественные починенные вещи прослужат вам ещё долго.

Иногда речь может идти не столько об обычно починке, сколько о реставрации. К примеру, если вы стали счастливым обладателем ценного антиквариата, разбирая чердак на даче вашей бабушки, стоит задуматься о придании изделию прежнего вида и дать ему второй шанс. Таким образом вы можете сохранить семейные реликвии и связанную с ними память, дать возможность своим детям и внукам увидеть историю своей семьи и рода или даже сделать реликвию экспонатом выставки и достоянием культурного наследия. Известный реставратор всея Руси, Савелий Ямщиков, сказал о своём деле и музейных выставках так: “Мне радость доставляет, что эти шедевры находятся в надежных руках и, в конце концов, станут достоянием наших потомков. А что может быть лучше, чем то, что ты знаешь, что дело твое – не напрасно”.

Концепция Zero Waste (Ноль отходов)

Это движение появилось в попытке защитить окружающую среду от массового захламления планеты свалками — самые большие из них сопоставимы по площади с городами, а некоторые образуют целые острова в океане. И это не считая гибель животных из-за обилия пластиковых бутылок, пакетов, нефтепродуктов и другого мусора в ареале их обитания. Проблему загрязнения пытаются решить как на глобальном уровне путем сотрудничества целых государств, так и в повседневной жизни - ряды участников движения Zero Waste стремительно пополняются, растёт число проводимых мероприятий и субботников по охране окружающей среды.
Этапы минимизации отходов и других издержек от потребления можно представить в виде пирамиды, состоящей из четырёх уровней: в основании пирамиды - reduce (сокращение потребления), дальше reuse (отказ от одноразовых вещей, использование одной вещи максимально долго), затем recycle (переработка) и в крайнем случае dispose (выброс отходов).
Одним из главных правил экологически устойчивого образа жизни (ЭУОЖ) является длительное пользование, то есть вторая ступень пирамиды - reuse. Для поддержания этого принципа нужно стараться совершать покупки обдуманно и приобретать качественные вещи, а после, при необходимости, чинить их. При этом желание человека отремонтировать вещь непосредственно связано с её качеством: вряд ли кому-то захочется часто ремонтировать экономный вариант смартфона, но, если вы купили хорошую фирменную модель, перед покупкой которой пришлось изучать её производителя и все возможные альтернативы, в случае возникновения неполадок вы с большой вероятностью понесёте телефон в ремонт. И даже если в какой-то момент у вас изменятся вкусы и вам надоест приобретённый вами предмет, скорее всего, выбросить его будет жалко. В такой момент на помощь приходят благотворительные центры, центры повторного использования и виртуального обмена, где вы можете отдать свою вещь в хорошие руки или выменять её на достойный вариант.

Тренд естественности

В какой-то момент тренд естественной красоты захватил все соцсети: отфотошопленные фигуры моделей стали вызывать не восторг, а шквал критики и осуждения, в то время как фокус внимания переместился на публикации с хэштегами #натуральность, #естественная красота и #без фильтров.

Люди устали от стремления к совершенству и захотели быть собой; бывшие изъяны превращались в особенность и изюминку. И такая идеология затронула не только сферу бьюти индустрии, но и многие другие области: люди стали приобретать хлопковые одеяла и одеваться летом в дышащий лен, покупать игрушки и сладости ручной работы и сами вязать для себя зимние варежки и носки, а откопанные на блошином рынке вещички становятся фишками домашнего интерьера. Небольшие недостатки, неровности и потертости вызывают теперь не недовольство, а умиление. В моду заново входят стили, основанные на натуральности, при этом выбор стиля не зависит от достатка: гранж, начало которому дали французские богачи, сбежавшие из городского муравейника на деревенские просторы; индустриальный стиль, требующий лишь самых простых и распространённых материалов и дающий совершенно новое начало старым или сломанным предметам - в нём винные ящики могут служить журнальным столиком, а автомобильный диск превратиться в сиденье для табуретки; в многонациональный кантри стиль же идеально впишется деревенская простая посуда, бабушкины половички и скатерти с вышивкой, любимые фикусы и герань. Разумеется, вряд ли у нас получится освоить все естественные стили, ремёсла и вдохнуть новую жизнь в каждый предмет, но придерживаться одного стиля или создать свой уникальный, научиться какому-то виду рукоделия и любительской реставрации или же просто отнести сломанную вещь в ближайшую мастерскую - нам вполне по силам.

Автор Юлия Коваленко

Фото с мероприятий МамКомпании


Другие статьи по этой теме

Возврат к списку




×
Вход на сайт