Мама ребенку не подружка

04.07.2023
Мама ребенку не подружка

Крайне непопулярное в современном мире заявление, которое вызывает непонимание, а часто даже и возмущение у мам.

Но ведь Родительница – это женщина, которая берёт ответственность за судьбу своего ребёнка, берёт на себя обязательство не только родить, но и воспитать ребёнка.

Дружба (англ. friendship) – отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов, симпатии, доверии. Один из признаков дружеских отношений – равноправие партнеров. Они выбирают друг друга по взаимной симпатии, близости интересов, уважают друг друга как равных.

  • Между детьми и родителями выстраиваются иные отношения – иерархические. Родители – выше, они руководители. Дети – ниже, они подчиненные.
  • В детско-родительских отношениях важна иерархия. Родители имеют право настаивать, руководить действиями детей, а дети должны прислушиваться к мнению родителей и выполнять их указания, даже если иногда они им не по нраву.
  • Родитель является носителем знаний, правил, традиций, а также «карающий орган» в случае серьезных проступков.

Так не может вести себя друг, который изначально является равным. Друг может лишь высказать свое мнение, но запрещать или настаивать права не имеет.

Кроме того, в детско-родительских отношениях присутствует зависимость. Дети зависят от родителей:

  • физически (ребенок сам не может полноценно охранять свое здоровье);
  • материально (есть, пить, одеваться, жить в доме, иметь необходимые вещи);
  • социально (посещать детский сад, школу, кружки и секции);
  • психологически.

Пока есть зависимость, о дружбе речь не идет.

Если слово «дружба» превратить в прилагательные, то многое встает на свои места. Отношения родителей и детей не должны быть дружескими (так как это нарушает иерархию), но вполне могут быть ДРУЖЕСТВЕННЫМИ.

Основные признаки дружественных отношений:

  1. Приятность взаимного общения: общаясь с ребенком, старайтесь демонстрировать модели взаимно приятного общения и учить преодолевать сложные моменты.
  2. Взаимопонимание: стремитесь понять чувства и желания ребенка. А также не скрывайте свои. Взаимопонимание улучшает любые отношения.
  3. Открытость, искренность и доверие: все эти качества формируются тогда, когда ребенок находится в открытом семейном контакте: знает новости, важные для семьи, в курсе ее проблем и потребностей.
  4. Общность интересов и увлечений: когда родители и дети занимаются вместе увлекательным делом, посещают интересные места, это благотворно сказывается на их общении.
  5. Единство ценностей: именно родители закладывают основы норм, правил и ценностей. Родители и дети находятся в едином ценностном пространстве, но ведущими остаются старшие.

Когда ребенок становится совершеннолетним, получает права и обязанности взрослых - все меняется. В этот момент он чувствует, что может стать равным родителю. Так возникают отношения, очень напоминающие дружбу, и это правильно, потому что прошлая иерархическая система может затруднить общение.

Опека должна уступить место полному делегированию ответственности; запреты и поучения сойти на «нет».

Сложно отказаться от идеи дружбы в отношениях детей и родителей. Но когда понимаешь это, становится легче и понятнее. Многие родители вздыхают с облегчением, когда узнают, что не должны дружить с ребенком, а имеют право настаивать и воспитывать, даже если чаду что-то не по нутру.

Дружеских отношений не будет, а вот дружественные вполне по силам создать и поддерживать!


Материал подготовила Степанова Наталия Анатольевна, к.пс.н., доцент, консультант Центра  психолого-педагогической, методической и консультационной помощи (при ТГПУ имени Л. Н. Толстого).


Изображение ru.freepik.com




Другие статьи по этой теме

Возврат к списку




×
Вход на сайт