Когда занятия в бассейне могут быть во вред

10.12.2024
Когда занятия в бассейне могут быть во вред

Плавание… как это замечательно! Большинство детей обожают барахтаться и плескаться в воде. Чаще всего дети с удовольствием проводят время в ванной. И с таким же удовольствием идут в бассейн. Многим родителям кажется, что плавание – это отличный вид спорта. Ребенку нравится. Стоит вполне доступно, в отличие, например, от фигурного катания. Закаливание, опять-таки, так как вода не как в ванной. А еще физическая нагрузка и дисциплина – тренер не позволит просто так развлекаться в бассейне на занятии. Кругом одни плюсы.

Но все-таки есть дети, которым плавание не подходит. Совсем. И это не те, кто боится воды. Как раз занятия в бассейне с внимательным чутким тренером помогут преодолеть страх и научиться контролировать себя в воде. Речь идет о других детях, у которых есть сложности… в речи.

Казалось бы, причем тут речь и плавание. Но, человеческий организм так устроен, что в нем все взаимосвязано. Нет в нем отдельно руки или сердца. Если наблюдаются сбои в работе сердца, то они отразятся на всем: выносливости, дыхании, пищеварении, потливости… перечислять можно очень долго. Аналогично с любым другим органом.

Речь – это навык, который приобретает ребенок. Но чтобы приобрести этот навык, надо не только жить в социуме, где этот навык нужен. Надо иметь способный к формированию звуков речевой аппарат, в который входят все мышцы, начиная от уровня бровей и заканчивая уровнем груди. То есть проблема может быть не только «во рту». Рот – это конечный орган, но не только он.

Безусловно, речь может формироваться с задержкой по целому ряду причин. Не все мешают заниматься плаванием. Но есть те, которые только будут усугубляться в бассейне. Кстати, очень часто неврологи отправляют в бассейн всех подряд детей с речевыми задержками. В свете последних исследований доказано, что это ложная практика. И если ребенку с гипертонусом это по-настоящему поможет, то для ребенка с гипотонусом – это полный провал и откат.

Гипотонус – это пониженный тонус мышц. Такие дети не обязательно вялые и неповоротливые. Для речи нужен нормальный мышечный тонус в первую очередь лицевых мышц. Понаблюдайте за своим ребенком. Как он ест? Жует ли ребенок пищу или предпочитает проглатывать большими кусками? Или не дожёвывает? Если ребенок (не говорим о младенцах) плохо жует, ему не нравится жевать в принципе, но он с удовольствием ест пюре, мягкие творожки, леденцы, мусолит сушки – это первый признак того, что тонус лицевых мышц у ребенка понижен. И дело тут не во вкусовых пристрастиях. Ему просто утомительно жевать. И, как любой человек, он стремиться избежать того, что ему тяжело дается.

Для таких детей находиться в воде противопоказано, так как вода снижает мышечный тонус, расслабляет. И получается, что и без того пониженный тонус понижается еще сильнее. Логично, что это не способствует формированию речи. Наоборот.

Еще один важный фактор, влияющий на формирование речи – это дыхание. Да! Именно дыхание. И тут, конечно, можно сказать: так любой ребенок умеет дышать. Сложно представить нормального человека, который живет, но дышать не научился. И не подключен при этом к ИВЛ. Но дышать можно по-разному.

Обратите внимание: в русском языке большинство звуков произносится на выходе. Но есть надо выдыхать и изменять положение мышц, смыкая и размыкая их, поднимая язык к небу, изменяя положение губ. И даже если мышцы работает правильно, то требование к выходу отменить нельзя. Нельзя что-то сказать, не выдыхая воздух. Попробуйте сами сказать на вдохе. Или при выходе через нос, а не через рот.

Очень важно, чтобы к началу занятий в бассейне у ребенка было сформировано правильное речевое дыхание. Дело в том, что при занятиях в бассейнах у профессиональных тренеров ставится дыхание, характерное для спортсменов. Для пловца правильно делать вход через рот, желательно быстро и глубоко, пока голова находится над поверхностью воды. А вот выход делает через нос в воду. То есть последовательность дыхания противоположная тому, что нужно ребенку, чтобы начать говорить. Получается, что чем больше он будет тренироваться, чем качественнее он будет работать, как спортсмен, тем хуже будет для его речи. Безусловно, если ребенок уже отлично говорит, речевое дыхание поставлено, сформировано и успешно используется в повседневной жизни, тренировки в бассейне повредить не могут. Но если ребенок еще не освоил качественную полноценную речь, то плавание может не только затормозить данный процесс, но и вызвать регресс.

Поэтому если ваш ребенок еще не начал говорить или у него «каша во рту», то прежде, чем отдавать его на секцию плавания, надо разобраться в причинах этой самой каши. И, может быть, плавание окажется не тем видом спорта, куда вы поведете своего ребенка. Ведь самое главное для любого родителя – не навредить.

Материал подготовила Екатерина Гаврилина

Изображение сгенерировано нейросетью


Другие статьи по этой теме

Возврат к списку



×
Вход на сайт