Каковы основные различия между буллингом в детском и взрослом возрасте

19.01.2025
Каковы основные различия между буллингом в детском и взрослом возрасте

Мы часто ассоциируем буллинг с детьми и школой, но правда в том, что взрослые тоже могут стать жертвами травли. Именно поэтому так важно уметь распознавать признаки буллинга и знать, какие есть способы предотвратить его в любой среде.

Несмотря на то, что буллинг всегда направлен на угнетение, мотивы и формы его проявления у детей и взрослых сильно отличаются. У детей это часто связано с желанием казаться круче, а взрослые травят по самым разным причинам – от борьбы за влияние до материальной выгоды.

Уровень распространения травли

Распространено мнение, что буллинг – это проблема только детей и подростков, но исследования показывают, что взрослые сталкиваются с ним даже чаще (68% против 52%). У подростков интенсивность буллинга меняется с возрастом. Наиболее часто он встречается в 6-8 классах, а потом обычно идет на спад. При этом, некоторые виды травли (например, на национальной почве) могут оставаться актуальными на протяжении всего взросления.

Пример из жизни. Аслан - новый ученик в классе, переехал с семьёй из другого региона. Его семья имеет кавказское происхождение, что отличает его от большинства учеников. Денис - староста класса, не очень образован, но популярен в своем кругу за счет того, что не боится обижать других. Он и его компания начинают обращать на Аслана внимание, используя стереотипы и предрассудки, связанные с его национальной принадлежностью. Они начинают называть его оскорбительными прозвищами, высмеивая его происхождение и фамилию. В группе класса в социальных сетях появляются оскорбительные мемы и комментарии с изображениями и карикатурами на Аслана и его национальность. Света (одноклассница Аслана), видя, что травля набирает обороты и не встречает сопротивления со стороны учителей, тоже начинает поддерживать Дениса, вбрасывая язвительные фразы и участвуя в унижениях. Этот пример демонстрирует, как национальность может стать мишенью для буллинга, и как это может разрушительно сказаться на жизни подростка.

Психологическая vs физическая травля

Физическая травля — это насилие, которое проявляется в виде ударов, толчков, причинения боли или повреждения вещей. Такие действия легко заметить, так как они очевидны.
Психологическая травля, в свою очередь, включает эмоциональные и словесные нападения, такие как оскорбления, запугивание, исключение из компании, распространение слухов и манипуляции. Эти действия могут быть менее заметными, но при этом они могут нанести не меньший вред.
Исследования показывают, что в среде взрослых психологическое давление и эмоциональное насилие встречаются в три раза чаще, чем физическое, в то время как у детей и подростков, если травля уже началась, то она, как правило, очень быстро переходит к физическому насилию, причем, обычно, в течение месяца. То есть, если у детей все началось со слов, то очень скоро они могут перейти к дракам и побоя.

Пассивность перед лицом буллинга

Когда люди видят, как кого-то травят, и ничего не делают, чтобы это остановить – это и есть игнорирование буллинга. Это может быть как полное молчание, так и попытки оправдать обидчиков или обвинить жертву. Это очень серьезная проблема, потому что из-за этого травля только усиливается, а жертвы чувствуют себя совсем одинокими и беззащитными.
Свидетели могут бояться, что если они вмешаются, то сами станут объектом травли. Этот страх особенно силен в детских и подростковых коллективах. Взрослые могут бояться потерять работу, столкнуться с давлением со стороны начальства или коллег, или испортить отношения с агрессором. Некоторые могут считать, что жертва сама виновата в том, что с ней происходит, или что она "сама нарывается" на травлю.

Создание условий для буллинга со стороны руководства

Когда руководство поощряет или даже создает условия для травли в коллективе, это называется провоцированием буллинга. Это может проявляться по-разному: от прямых оскорблений и критики до хитрых манипуляций и создания ситуаций, где буллинг становится нормой.
Руководитель может публично критиковать, унижать или оскорблять подчиненных, делая это в присутствии других сотрудников или студентов. Может исключать отдельных сотрудников из важных проектов, совещаний, не давать им возможности участвовать в коллективной работе. Может несправедливо распределять рабочие задания, премии, другие ресурсы, тем самым создавая напряжение в коллективе и провоцируя буллинг одних работников другими.

Активное участие учителей и руководства в прекращении и предотвращении буллинга

Учителя должны активно работать над созданием инклюзивной и поддерживающей среды, где каждый ученик чувствует себя защищённым и принятым. Они могут внедрять программы, направленные на развитие эмоционального интеллекта, навыков общения и разрешения конфликтов. Проводить уроки о уважении, эмпатии и толерантности, которые помогают ученикам понять последствия своих действий. Учителя должны быть внимательны к изменениям в поведении учащихся и уметь распознавать признаки буллинга. Регулярные опросы среди учеников и родителей помогают оценить уровень безопасности в школе.
Руководство должно разработать чёткие правила и процедуры для предотвращения и реагирования на случаи буллинга. Проводить регулярные тренинги для учителей и сотрудников о том, как распознавать и реагировать на случаи травли. Обучение должно включать методы поддержки жертв и работы с агрессорами. Так же должны существовать организации психологической помощи для пострадавших от буллинга и их семей.

Как часто скрывают травлю?

Трудно точно сказать, сколько случаев травли в школах замалчивают, потому что часто травля происходит тайно, а дети, которых обижают, боятся или стесняются об этом рассказывать. Большинство исследований и опросов сходятся во мнении, что значительная часть (от 30% до 70%) случаев травли в школах остаются не сообщенными взрослым (учителям, родителям, администрации). Это означает, что большинство случаев буллинга происходят без ведома взрослых. Многие свидетели буллинга также не вмешиваются и не сообщают о происходящем из-за страха стать следующей жертвой, из-за апатии или непонимания, что они могут сделать.
Как и в случае школьной травли, точные цифры уровня замалчивания буллинга на рабочем месте трудно установить. По разным оценкам, более половины (часто от 50% до 70%) работников, подвергшихся травле на работе, не сообщают об этом руководству.

Взаимопомощь

Проблемы с взаимопомощью связаны с насилием. Люди, привыкшие к агрессии, могут не замечать травлю вокруг и даже не осознавать, что сами стали жертвами. Опыт буллинга делает людей стрессоустойчивее, но в то же время притупляет их бдительность к агрессии, и они могут не вовремя её распознать.

Материал подготовила Татьяна Ковшова

Изображение сгенерировано нейросетью


Другие статьи по этой теме

Возврат к списку



×
Вход на сайт