Как заподозрить нарушения нейросенсорного развития

05.10.2025
Как заподозрить нарушения нейросенсорного развития

«Нет, он не глупый, просто тугодум. Нет, он совсем не потому молчит, что не понимает обращенную речь, он просто молчун. Нет, он не потому ударил Ваня, что он плохой, просто он не любит, когда к нему близко подходят. Нет, он не истерит, просто он не любит ходить в обуви…» Как часто приходится слышать подобные слова от родителей. Они как бы оправдываются сами и оправдывают своего ребенка.

И на самом деле они правы. Действительно, ребенок умный, но… И вот эти «но» говорят о незрелости мозговых структур. Именно эти «но» приводят к тому, что замечательный ребенок, который может быть успешным везде, оказывается в изоляции. В саду на него косятся воспитатели, отстраняются дети – и чем старше, тем сильнее отстраняются. В старшем возрасте этот ребенок оказывает неуспешен среди своих сверстников и начинает тянуться к тем, с кем ему хорошо: к таким же, как он сам с недозрелыми вовремя частями мозга. И вот уже родители бьют тревогу: ребенок нашел «не ту» компанию, его изгоняют более успешные сверстники, а учителя отбрыкиваются от него, как от балласта.

Конечно, можно обвинить педагогов, что они не хотят класть все свои силы на потягивания такого ребенка до уровня одноклассников. Можно обвинять одноклассников в отсутствии толерантности. Можно обвинять весь мир, что он такой, какой есть, а не такой, каким мы хотим его видеть.

А можно сделать проще: начать вовремя развивать своего ребенка.

Нет, речь не о курсах, куда добросовестные родители ведут своих детей, не всегда во благо ребенку. Карточки с ярким картинками вам не помогут. Не помогут и другие действия, если они не направлены на те отделы мозга, которые по какой-то причине не дозрели самостоятельно вовремя.

Основная проблема в том, что обычно родитель не знает, что именно сигнализирует о неготовности мозга, о формирующихся проблемах. Часто осмотр у невролога и педиатра тоже не дают ответы на вопросы, все ли развивается должным образом. Не редко врачи невропатологи отмахиваются от проблем, считая, что «все само рассосется». А вот когда время упущено, то оказывается, что «а где вы раньше были?». И добросовестный родитель начинает чувствовать себя виноватым, хотя его вины нет совсем в произошедшем.

На что стоит обратить внимание родителю

Существует несколько сигнальных моментов, на которые обращают внимание педагоги раненого развития, о которых спрашивают в дальнейшем опытные неравнодушные неврологи в крупных профильных центрах и учителя, работающие в среднем звене в нейроподходом к обучению. Перечислим данные факторы.

Велосипед

Именно велосипед, а не самокат и не беговел. В каком возрасте ребенок научился уверенно кататься на велосипеде? Велосипед – это согласованность работы отделов мозга, активное включение в работу мозжечка. Без уверенной и согласованной работы одновременно нескольких отделов мозга нельзя научиться не только читать и писать, но и говорить. Речь запускается, когда мозг активен и работоспособен. И именно речь запускает дальнейшее развитие мозга, подготовку мозга к решению сложных задач.

Мелкая моторика

Мелкая моторика более показательна, чем крупная. Но чтобы была хорошо развита мелкая моторика начинать необходимо с крупной. Мелкая моторика является итогом, результатом успешного процесса запуска нейронных связей. Если ребенок не любит лепить, рисовать, собирать мелкую мозаику, в принципе его сложно заставить что-то делать руками, то это не руки «под клюшку заточены», а недоразвитие моторных навыков, что обязательно приведет к трудностям с письмом, а в младшем возрасте к сложностям с формированием речи.

Не готовность ребенка ходить босиком или, наоборот, носить обувь

Не редко, когда родители жалуются, что на ребенка невозможно надеть никакую обувь, реже одежду. Да, такой ребенок стремиться раздеться или разуться, как только появляется малейшая возможность. А процесс одевания – это бесконечная борьба. И проблема не в колючем свитере. Или в неудобных штанах. Проблема в любой одежде или обуви. Это сигнал о нарушении тактильных восприятий. Такой ребенок имеет сенсорные нарушения. Его организм не готов ни к речи, ни к более сложным взаимодействиям с миром. И проблема не в ребенке. Он «не дозрел». Да, он отстает от сверстников. И это не смешно. И это совсем не повод для шуток, как это часто бывает: папуас у нас растет. Это крик о необходимости наладить тактильную сферу, вернуть в норму базовый уровень, на который будет надстраиваться и речь, и все последующее развитие.

Фонематические проблемы

Конечно, тут хочется сказать: стоп! Какие могут быть фонематические проблемы у малыша, особенно, если он еще не говорит? О чем вы рассуждаете, педагоги? Какие сейчас фонематические сложности? Вот потом, когда он пойдет в школу, когда они начнут изучать глухие и звонкие согласные… Нет. Еще на этапе запуска речи можно предвидеть сложности, с которыми столкнется ребенок в 1 классе при обучении грамотности. И можно исправить. А вот в 1 классе сделать это крайне сложно. А в 5 классе практически нереально.

Как же понять, что фонематические сложности есть? Самое простое – ребенок не слышит, не чувствует ритм. Он не понимает, что сейчас за инструмент прозвучал. Ему крайне сложно ориентироваться на голос. Когда его зовут, он не может понять, с какой стороны идет звук. Ребенок вертит головой, пока не найдет глазами того, кто его звал.

Безусловно, это далеко не все маркеры, на которые надо обратить внимание. Но эти маркеры основные. Ориентируясь на них, можно понять и заподозрить нарушения нейросенсорного развития на ранних этапах, до того, как ребенок пойдет в школу или на подготовительные курсы. Понять, что проблемы есть до того момента, когда они вылезут наружу.

Любую проблему проще решать в начале, не дав ей развиться и потянуть за собой появление новых проблем.

Автор Екатерина Гаврилина

Изображение сгенерировано нейросетью


Возврат к списку



×
Вход на сайт