Как быть на одной волне со своими детьми? Особенности поколения Z

02.06.2023
Как быть на одной волне со своими  детьми? Особенности поколения Z

С одной стороны крепкие, с другой - уязвимые, независимые и в то же самое время беззащитные, даже своих лучших друзей они могут никогда и не увидеть лично.

В рамках Всероссийской недели компетентности был поднят вопрос об особенностях детей 21 века, также известных как поколение Z. Юлия Водяха, кандидат психологических наук, доцент, рассказывает о том, какие различия современные дети имеют по сравнению с предыдущими поколениями, которые необходимо учитывать при взаимодействии с подростками.

Поколение Z. Особенности

Согласно данным RuGenerations, к поколению Z причисляют людей, родившихся после 2003 года. Они очень технологичны: это поколение буквально с гаджетом в руках. Для них техника, смартфоны — это часть жизни, а увеличение фотографий совершенно естественным образом происходит раздвиганием пальцев или же доступ к интернету везде и это уже потребность. Все это - совершенно обычные вещи.

Второй яркой особенностью детей и подростков поколения Z является их другой образ мышления. Они активно ищут новую информацию и стремятся быть в курсе событий, происходящих как в их окружении, так и в мире в целом. Поэтому, первым делом утром, молодые люди проверяют свои социальные сети, чтобы узнать, что происходит вокруг них и в мире.

Другие черты мышления, которые можно выделить, включают в себя способность анализировать сложную информацию и видеть связи между разными элементами. Также важной чертой является способность рассматривать проблему с разных точек зрения и находить новые подходы к ее решению. Кроме того, стоит отметить умение молниеносно переключаться вниманием и одновременно получать данные из многих источников. Однако, это может снижать качество отбора информации (то есть селективное внимание).

Иногда высокий уровень "шумового иммунитета" может оказаться полезным в работе или учебе. Возьмем в пример подростка, который может поставить проигрывать видео на компьютере в фоновом режиме, пока он выполняет домашнее задание, время от времени глядя на экран. Однако, подобный подход к работе может привести к множеству ошибок из-за невнимательности. Исследования показывают, что этот способ работы с информацией распространен не только среди детей, но также и среди молодых людей до 30 лет.

Поколение Z характеризуется желанием всегда быть онлайн. Также известное как поколение миллениалов или "дети Интернета", выросло в эпоху цифровых технологий и Интернета. Они привыкли к тому, что всегда есть доступ к информации и коммуникации. Несмотря на то, что желание быть онлайн является одним из важнейших качеств представителей этого поколения, некоторые исследования показывают, что они также ценят личные взаимодействия и общение лицом к лицу. Современные студенты и школьники, в отличии от предыдущих поколений, могут общаться и учиться в любом месте и в любое время с помощью Интернета. Они могут искать информацию, делать домашние задания, общаться с одноклассниками и преподавателями, используя свои смартфоны, планшеты или ноутбуки. В целом, доступ к Интернету стал неотъемлемой частью их повседневной жизни, поэтому для них он является основной необходимостью наравне с физиологическими потребностями: вода и еда.

Современные дети испытывают новую социальную ситуацию, которая связана с цифровым детством и использованием цифровых технологий. Благодаря быстрому освоению гаджетов и умению находить необходимую информацию в интернете, они получают возможность учиться и развиваться в более широком круге. Это не значит, что с детьми что-то не так, просто общение и восприятие себя происходят теперь в новых условиях.

Риски для живой коммуникации

Однако, помимо положительных сторон, цифровое детство имеет и негативные аспекты. Одним из них является увеличение рисков в коммуникации. Возможно, вы уже заметили, что коммуникация через телефон, видеосвязь или текстовые сообщения несколько менее качественная, чем обычное общение. Мы сталкиваемся с трудностями в понимании невербальных реакций нашего собеседника, что может приводить к недопониманию и конфликтам. Иногда мы даже ведем себя более агрессивно, чем при общении в реальной жизни. Проблема кибербуллинга, например, является очень актуальной для молодежи в настоящее время и не может быть проигнорирована. В целом, несмотря на все преимущества цифрового детства, мы должны осознавать и учитывать его негативные последствия, чтобы использовать новые технологии максимально эффективно и безопасно.

Кроме того, интернет-зависимость является серьезной проблемой среди подростков. Неумение контролировать время, проводимое за экраном, может привести к тому, что ребенок потеряет интерес к реальной жизни. Поэтому важно родителям помочь детям установить правила использования гаджетов. Например, можно договориться о времени, которое ребенок может проводить в интернете, и контролировать его. Также, можно ограничить использование гаджетов перед сном, чтобы мозг успокоился, и ребенок смог лучше заснуть. И вместо того, чтобы смотреть телевизор, можно проводить время на свежем воздухе или заниматься спортом, таким образом обогащая свою жизнь и заботясь о своем здоровье.

Современные подростки, по сравнению с теми, кто был в их возрасте 5 лет назад, отличаются не только повышенной эмоциональной нестабильностью и тревожностью, но и более сложными межличностными отношениями. Они также сталкиваются с большим количеством различных стрессовых ситуаций, таких как школьные задания, социальное давление и проблемы с самоидентификацией. Вместе с тем, уровень самооценки у них оказался на низком уровне, что может вызывать дополнительное беспокойство и неуверенность в своих способностях и принятии решений.

Стоит отметить, что последние два года принесли множество изменений в повседневную жизнь современных подростков. Благодаря локдауну и переходу на удаленное обучение, они начали по-новому смотреть и оценивать своих родителей. Ребята стали больше ценить умения и способности взрослых, которые ранее ускользали от их внимания, поскольку имеют больше возможностей наблюдать за ними и чаще общаться. Возможно, это связано с тем, что семьи проводят больше времени вместе, и подростки начали замечать новые черты в характере и поведении родителей. Кроме того, изменения в учебном процессе и отсутствие возможности проводить свободное время с друзьями могли повлиять на взгляды подростков на их родителей и изменить их отношения к ним.

Другие риски связаны с тем, что многие молодые люди проводят в виртуальноости больше времени, чем в реальности, что может привести к нарушению баланса в жизни и к таким проблемам, как социальная изоляция, а также ухудшению качества общения и взаимодействия с реальным миром. Кроме того, молодежь, которая проводит много времени в виртуальном мире, может иметь искаженное представление о реальности, что влияет на их способность воспринимать мир. Исследования показывают, что подростки, которым нужно оставаться без гаджетов и интернета в тишине, могут испытывать страх и беспокойство. Поэтому, важно научить молодежь находить баланс между виртуальным и реальным миром, а также учить их, как правильно использовать ресурсы интернета для своего развития и обучения.

В этом плане стоит обратить внимание на различия между подростками, которые имеют четкие хобби и занятия помимо учебы, и теми, кто их не имеет. Общеизвестно, что увлечения музыкой, живописью или спортом могут оказывать положительное влияние на развитие личности подростка. Такие дети не боятся оставаться наедине с собой и могут самостоятельно распределить свое время. Например, у подростков, которые занимаются бегом на большие дистанции, наблюдается низкий показатель склонности к возникновению депрессии, что связано с укреплением психологической устойчивости и уверенности в своих силах.

В связи с этим, можно провести интересное сравнение между подростками, не имеющими четких увлечений и занятий вне школы, и теми, кто занимается музыкой, искусством или спортом. Как правило, дети из второй группы обладают более развитой самодисциплиной и умением находить занятия для себя. Например, подростки, которые регулярно занимаются бегом на большие дистанции, могут улучшить не только свои физические показатели, но и уменьшить риск развития депрессивных состояний. Помимо этого, включение в свой распорядок дня увлечений помогает развивать силу воли, научиться управлять своими эмоциями и действиями, а также находить новые интересы и задачи для решения.

Потребности, соответствующие новому поколению

Что нужно современным детям поколения Z и что исследователи выявили? Во-первых, дети хотят, чтобы их признали. Они очень хотят быть популярными и, прежде всего, получать много лайков и подписчиков в социальных сетях. Они хотят, чтобы их успех был быстрым и легким. Для современных подростков главными идолами являются видеоблогеры. Изучение социального поведения среди детей показало, что многие из них часто чувствуют себя незащищенными и ненужными. В связи с этим, многие родители и педагоги считают, что важно обращать внимание на психологическое состояние детей и помогать им находить свое место в мире.

Дети поколения Z, так же, как и предыдущие поколения, стремятся к комфорту и счастью. Они ищут в жизни не только заботу, но и развлечения. Однако, в отличие от прошлых поколений, они меньше склонны прикладывать лишние усилия. Например, подросток может сказать: "Я работаю над своим блогом в данный момент, чтобы улучшить свои навыки". Когда вы спрашиваете у них о результатах этой работы, они могут ответить, что это только их мысли и планы на данный момент. Другими словами, они хотят добиться успеха и признания, но им не всегда ясно, какой путь следует выбрать и какие шаги нужно предпринять для достижения поставленных целей.

Как подростки поколения Z оценивают себя сами

Современные родители стремятся к тому, чтобы мир вокруг их детей принимал их индивидуальность и относился к ним с уважением. Эта тенденция породила первое поколение, которое считает себя уникальным и неповторимым. Это поколение подростков, которые знакомятся с миром через социальные сети и интернет, часто имеют свои собственные увлечения и интересы, которые они стараются развивать. Таким образом, они постоянно находят новые способы выражения своей индивидуальности и уникальности. Например, если такой подросток влюбился, он может подумать, что он первый в мире человек с такими ощущениями, и другие не могут понять это чувство. Однако, это не всегда так. Несмотря на то, что каждый человек уникален, эмоции и чувства, которые он испытывает, могут быть знакомы другим людям. Поэтому важно, чтобы молодое поколение понимало, что они не одиноки в своих чувствах и что могут обращаться за поддержкой и советом к своим близким и друзьям.

К тому же, сейчас подростки, в отличии от предыдущих поколений, видят себя как более независимых и оторванных от окружающих. Они стремятся к самостоятельности и самовыражению, но при этом часто не знают, куда обратиться за поддержкой. Несмотря на доступность социальных сетей и мессенджеров, у многих из них возникает чувство одиночества и нетипичности. Вместо настоящих друзей, которые могут помочь и поддержать, они общаются со сверстниками в интернете, а не в реальной жизни. Нередко подростки заводят виртуальных приятелей, с которыми общаются в чатах, но не намерены встречаться лично, из-за страха неизвестности или же потому что не хотят отбросить свою цифровую маску.

Главное, что необходимо учитывать в общении с подростками и молодыми взрослыми, это изменение возрастных рамок в обществе. Например, если мы взаимодействуем с молодым человеком в возрасте 19 лет, то его психологические особенности сравнимы с особенностями пятнадцатилетнего подростка. Это связано с тем, что ранее началом периода ранней взрослости считался возраст 20 лет. Однако современные концепции "замедленного входа во взрослую жизнь" и "эмоциональной нестабильности" привели к тому, что возраст начала ранней взрослости увеличился до 24 лет. Так важно помнить, что подростки и молодые взрослые сегодня остаются на этапе взросления дольше, и это следует учитывать в нашем общении и взаимодействии с ними.

Мы живем в эпоху, когда молодежь становится все более инфантильной. Но это не их вина. СМИ демонстрируют нам больше опасностей, чем когда-то ранее, и родители стараются защитить своих детей от них. Мы продлеваем детство наших детей, потому что хотим защитить их от неизвестных угроз и сохранить их безопасность.

Эта тенденция является общемировой и существует уже не первое поколение. Более ста лет назад, когда ребенок достигал возраста 12-13 лет, он часто уже считался взрослым и начинал зарабатывать деньги. В то время, когда взрослые в наше время говорят детям: "Вот я в твои годы...", это может не иметь такого же значения, как и раньше. Вместо этого, попытайтесь поставить себя на место ребенка, вычтите из его возраста 4 года и вспомните, что вы чувствовали и какие были ваши переживания в этом возрасте.

Материал подготовила София Артюшенко

Изображение ru.freepik.com


Возврат к списку




×
Вход на сайт