Дислексия и дисграфия: поддержка детей близкими

04.01.2025
Дислексия и дисграфия: поддержка детей близкими

Семья играет ключевую роль в помощи детям с проблемами в освоении грамотности. О важности их участия мы и поговорим сегодня в этой статье.

Немного терминов

Письменная речь, включающая в себя чтение и письмо, представляет собой способ коммуникации с использованием графических символов, таких как буквы, знаки и изображения. В отличие от устной речи, которая обычно формируется естественным образом, письменная речь требует специального обучения.

Как писал наш известный соотечественник А. Р. Лурия, «процесс письма представляет собой сложную деятельность, которая включает в свой состав ряд психофизиологических компонентов... в этом процессе значительную роль играют как механизмы акустического анализа, связанного с функцией височных систем, так и скрытые артикуляции, уточняющие звуковой состав слова и позволяющие сохранить последовательность входящих в слово элементов; последнее связано прежде всего с работой афферентных «гностических» разделов коры головного мозга, с одной стороны, и специализированных частей моторной области, — с другой. Процесс письма, далее, с необходимостью включает в себя перевод звуковой структуры слова в систему графических знаков, длительное удерживание в памяти этих графических символов (графем) и их правильную пространственную организацию. Во всем этом существенную роль играют аппараты теменно-затылочной области мозговой коры... Овладение навыком письма, как и всяким навыком, встречает на своем пути ряд трудностей. Эти трудности бывают далеко не однородны, и нужен внимательный анализ психологического строения процесса письма и его психофизиологических предпосылок, чтобы видеть, в каких именно элементах этого процесса могут таиться эти трудности».

Когда специалист говорит о «нарушениях чтения и письма» у ребёнка с нормальным слухом и сохранным интеллектом, он опирается на психолого-педагогическую классификацию речевых нарушений, используемую в логопедии и нормативно-правовых документах РФ в области образования.

Дислексия — это специфическое нарушение способности к обучению, которое проявляется в трудностях с чтением. Люди с дислексией могут испытывать проблемы с распознаванием слов, декодированием текста и пониманием прочитанного. Это не связано с уровнем интеллекта или желанием учиться. Дислексия часто обусловлена генетическими факторами и особенностями функционирования мозга.

Дисграфия — это специфическое расстройство письма, при котором человек испытывает трудности с написанием слов и предложений. Это нарушение может проявляться в виде ошибок в правописании, замене или пропуске букв и слогов, неправильном использовании грамматических правил. Дисграфия часто связана с проблемами в развитии навыков письма и может быть следствием нарушений зрительного восприятия, фонематического слуха и других высших психических функций, их несформированностью. Это состояние требует специальной коррекционной работы для улучшения навыков письма.

Причины возникновения дислексии и дисграфии

Дислексия и дисграфия – это специфические нарушения, связанные с трудностями в обучении чтению и письму. Причины этих состояний могут быть разнообразными и часто зависят от сочетания генетических, неврологических и окружающих факторов.

Генетические факторы

Исследования показывают, что дислексия может передаваться по наследству. Если у родителей или других близких родственников были подобные трудности, то вероятность возникновения нарушений выше.

Неврологические особенности

У детей с дислексией наблюдаются различия в структуре и функционировании некоторых областей мозга, ответственных за обработку языковой информации.

Проблемы с фокусировкой внимания

Некоторые дети испытывают трудности с концентрацией внимания на текстах, что может влиять на их способность к эффективному чтению и письму.

Задержки в развитии речи

Дети, у которых в раннем возрасте были проблемы с речью или задержка речевого развития, могут быть более склонны к развитию дислексии или дисграфии.

Окружающая среда

Недостаток стимулирующей образовательной среды также может способствовать возникновению проблем с чтением и письмом.

Сопутствующие расстройства

Часто у детей с дислексией или дисграфией наблюдаются другие сопутствующие нарушения обучения или психологические проблемы (например, СДВГ).

Важно понимать, что несмотря на наличие этих факторов риска, правильная педагогическая поддержка и терапия могут значительно улучшить навыки чтения и письма у многих детей.

Профилактика нарушений чтения и письма у детей

Специалисты подчеркивают, что окончательное заключение о наличии у ребенка дислексии или дисграфии может быть сделано только после того, как он полностью освоит алфавит в рамках школьной программы. До этого момента можно лишь говорить о некоторых признаках, которые могут указывать на потенциальные трудности в овладении навыками чтения и письма. Однако у детей без нарушений слуха и с нормальным уровнем интеллекта есть возможность существенно снизить эти риски, а в некоторых случаях даже полностью их избежать.

Условия профилактики нарушений чтения и письма у детей

Раннее выявление развивающихся нарушений у детей

Регулярные осмотры у специалистов, таких как невролог и психиатр, крайне важны для своевременного выявления отклонений в росте и развитии ребенка. Даже если родители считают, что их ребенок развивается нормально, профилактические визиты в медицинские учреждения могут помочь выявить скрытые проблемы на ранней стадии. Это, в свою очередь, критически важно для своевременной коррекции и поддержки.

Регулярная проверка речи у детей

Даже если на первый взгляд кажется, что все в порядке, важно, чтобы специалист оценил речевые навыки ребенка в возрасте 5 лет. Это поможет избежать проблем с обучением в будущем. Кроме того, чем раньше будут исправлены любые выявленные отклонения, тем лучше. Особенно это касается подготовки к школьному обучению.

Важность ранней коррекции для предупреждения обучающих трудностей

Профилактика таких явлений, как дислексия и дисграфия, требует своевременного вмешательства. Если были замечены какие-либо отклонения в развитии, необходимо начать занятия с ребенком еще до его поступления в школу.

Важность своевременной коррекции обучения

Помощь ребенку в овладении навыками чтения и письма должна быть оказана как можно раньше. Это значительно улучшит результаты обучения. Для предотвращения проблем с «литературными» навыками необходимо использовать разнообразные методы: образовательные, психологические и, при необходимости, медицинские. Успех в преодолении трудностей, часто зависит от личных качеств ученика и влияния негативных факторов, которые на него воздействуют.

Чем скорее будет начата коррекция, тем более эффективным будет её результат.

Для предупреждения нарушений чтения и письма необходим комплексный подход, включающий педагогические, психологические и, при необходимости, медицинские методы помощи ребёнку.

Коррекция нарушений чтения и письма

Обучение людей с дефицитами в чтении и письме может быть особенно сложным, если эти проблемы связаны с органическими повреждениями мозга. В таких случаях восстановление навыков обычно требует больше усилий, чем в ситуациях, когда причины являются функциональными. Кроме того, чем сильнее влияние негативных факторов, тем более устойчивыми могут быть нарушения, что затрудняет их предотвращение и исправление.

Важность участия родителей в профилактике образовательных рисков

Активное участие родителей в процессе предотвращения и устранения проблем с обучением чтению и письму является ключевым фактором успеха данной работы. При этом родительская поддержка должна осуществляться под наблюдением квалифицированных специалистов, что позволит обеспечить ребенку необходимую помощь наиболее эффективным образом.

Важно подчеркнуть, что вероятность предупреждения дислексии и дисграфии во многом определяется индивидуальными характеристиками ребёнка, а также характером и интенсивностью воздействия упомянутых ранее негативных факторов.

Самопроверка, рекомендации для родителей - определение рисков развития нарушений в обучении чтению и письму

Родители детей в возрасте от 5 до 7 лет могут воспользоваться двумя полезными чек-листами, которые помогут им выявить возможные трудности в освоении навыков чтения и письма. Это списки с возможными рисками для самопроверки содержат ключевые индикаторы, на которые следует обратить внимание, чтобы своевременно начать коррекцию и предотвратить развитие таких проблем, как дислексия и дисграфия.

Раннее выявление и активные действия помогут вашему ребенку избежать дальнейших сложностей в процессе обучения.

Чек-лист 1 

(Чек-листы полностью взяты из методического пособия А. Ю. Дымковой, Т. В. Кошечкиной «Роль и возможности семьи в преодолении нарушений чтения и письма у младших школьников. Методическое пособие для родителей по вопросам комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ». По желанию родители могут ознакомиться с этой методичкой полностью самостоятельно)

Факторы риска возникновения нарушений чтения и письма у ребенка 5–7 лет

  • Ребенок не произносит тот или иной звук, либо заменяет один звук другим при произношении (например, «с» заменяет на «ш», «з» на «ж», «ц» на «с», «л» на «р» и т. д.).
  • Ошибается при повторении за взрослым цепочек слогов типа: па – ба – па, та – да – та, га – ка – ка, са – са – за, жа – ша – жа, па – та – па, га – да – да, ма – мя – мя и др. (каждая цепочка произносится взрослым за «экраном» – губы взрослого не должны быть видны ребенку; в среднем темпе).
  • Затрудняется назвать первый звук, на который начинается слово, даже при утрированном произнесении взрослым данного звука в слове. Ребенка трудно научить правильно «отхлопывать» слова по слогам (предлагаются слова, состоящие из разного количества слогов, например: кот, лам-па, мо-ло-ко, те-ле-ви-зор).
  • В целом речь ребенка недостаточно внятная. Иногда он искажает слова, «проглатывая» или переставляя местами отдельные звуки или слоги (например, ребенку трудно правильно произнести такие слова, как: велосипедист («висипист»), стоматолог («сатолог») и т. п.
  • В речи ребенка очень часто наблюдаются ошибки в употреблении окончаний слов, ребенок затрудняется в образовании слов по образцу (например: дом – домик, стол – …; волк – волчица, тигр – …; лист клена – кленовый, лист осины – … ; у кошки лапа кошачья, у собаки – … и т. д.).
  • Часто ребенку не хватает слов, чтобы правильно оформить мысль, при этом он может заменять близкие по значению слова (ворона – голубь, ползет – идет), весьма ограничен набор глаголов (идет, бежит, ест, спит и т. п.) и имен прилагательных (хороший, плохой, большой, маленький и т. п.), ребенок затрудняется в подборе слов с противоположным значением (умный – глупый, добрый – злой, веселый – грустный и т. д.).
  • В основном пользуется простыми нераспространенными или малораспространенными предложениями («Мама готовит», «Мама готовит кашу»).
  • Часто не понимает просьбы, инструкции взрослых (требуется не только повторение, но и пояснение даже самых простых инструкций).

Вниманию родителей: если вы отметили галочкой хотя бы один пункт, это серьезный повод обратиться к логопеду.

Чек-лист 2

Факторы риска возникновения нарушений чтения и письма у ребенка 5–7 лет

  • Несмотря на обучение, ребенок плохо ориентируется в схеме собственного тела (в дифференциации левой и правой сторон тела), в окружающем пространстве и на листе бумаги (сверху, снизу, слева, справа).

Наблюдаются трудности понимания инструкций с пространственным значением (снизу/сверху, налево/направо), содержащих предлоги, обозначающие пространственные отношения (в, на, над, под, за, из-за, из-под, между, перед).

  • Ребенку трудно выделить и назвать предметы (в том числе буквы, цифры) при наложении контуров изображений предметов друг на друга.

Наблюдаются трудности запоминания букв, особенно называния и сравнения букв, сходных оптически (например: Г – Т, Х – Ж, Ш – Щ и др.).

  • Не любит слушать чтение книг взрослыми (сказки, небольшие рассказы, стихотворения, соответствующие возрасту ребенка).
  • Ребенок гиперактивен, в связи с чем часто переутомляется и становится раздражительным. Либо, наоборот, поведение ребенка характеризуется замедленными реакциями и речью. Часто у ребенка наблюдаются расстройства поведения при занятиях в группе.
  • Ребенок не любит задания, требующие умственной деятельности (невнимателен; внимание быстро истощается, когда нужны умственные усилия).
  • Не реагирует на просьбы, инструкции взрослых (требуется не только повторение, но и пояснение даже самых простых инструкций).
  • Ребенок моторно неловок (например, его трудно научить ловить мяч, завязывать шнурки, пользоваться ножницами, собирать мозаику, правильно держать карандаш и т. п.).
  • Ребенок плохо запоминает даже короткие стихотворения или ему трудно удержать в памяти (воспроизвести/повторить по памяти за взрослым в той же последовательности) ряд из 4–5 картинок/движений или слов (например: яблоко – стол – дом – кот; дерево – человек – дождь – зонт – капли).

Вниманию родителей: если вы отметили галочкой хотя бы один пункт, это весомый повод показать ребенка клиническому психологу / нейропсихологу.

Как же помочь?

Если у вашего ребенка возникли проблемы с чтением или письмом, не стоит паниковать. Эти трудности не являются непреодолимыми, и в профессиональных источниках описаны эффективные стратегии и методы, которые помогут их преодолеть.

Некоторые рекомендации для родителей:

  • Изучайте специализированные материалы, посвященные коррекции нарушений чтения и письма.
  • Обратитесь за профессиональной помощью, если заметили проблемы у своего ребенка.
  • Будьте терпеливы и поддерживайте своего ребенка на протяжении всего учебного процесса.

Для успешной коррекции и стимулирования развития ребенка учителям, логопедам, психологам и родителям необходимо тщательно подходить к выбору методов индивидуально к каждому конкретному ребенку. Отбор должен основываться на уникальных потребностях ребенка и его текущем состоянии.

Родителям может быть сложно ориентироваться во множестве специализированных источников, доступных сегодня для изучения. Однако профессионалы нуждаются в активном участии родителей для эффективной работы с ребенком. Чтобы обеспечить точность диагностики и эффективность последующей коррекционной программы для детей с особыми образовательными потребностями, важно, чтобы родители активно участвовали в процессе. Их задачи включают в себя:

  • Обмен информацией: родители должны предоставлять специалистам (психологам, логопедам) полную информацию о ребенке для точной оценки.
  • Контроль процесса: родителям необходимо следить за ходом коррекционной работы, активно участвуя в ней.
  • Если ваш ребёнок уже занимается с логопедом или психологом, то эффективность коррекционной работы во многом определяется тем, насколько хорошо вы взаимодействуете со специалистом и предоставляете ему информацию о прогрессе ребёнка.
  • Поддержка ребенка: эмоциональная и практическая поддержка ребенка дома играет ключевую роль в успехе терапии.

Развитие ребенка до начала школьного обучения

Раннее детство ребенка было наполнено значимыми событиями: произнесением первых слов и построением фраз. Возможно, в процессе речевого и психологического становления возникали некоторые сложности, которые были замечены родителями или специалистами в области детского развития.

Перед началом школьного обучения ребенок мог посещать дошкольное учреждение или воспитываться дома. Возможно, он участвовал в специализированных занятиях, направленных на развитие конкретных навыков. Работа с логопедом, психологом или дефектологом также могла быть частью программы подготовки к школе.

В каждой семье свой уникальный подход к воспитанию детей: кто-то придерживается строгих правил, другие предпочитают свободу выбора, а третьи находят золотую середину. Очень важно, чтобы логопед или психолог, работающий с вашим малышом, имели полное представление о его индивидуальных особенностях, которые могут знать и понимать только родители.

Когда ваш ребенок уже занимается со специалистом, важно не недооценивать значение вашего участия в этом процессе. Регулярное взаимодействие и предоставление актуальной информации о поведении и особенностях ребенка дома могут значительно повысить эффективность занятий. Помните об этом.

Не бойтесь показаться назойливыми, если чувствуете необходимость в общении со школьным логопедом или психологом.

Очень важно следить за тем, чтобы ваш ребенок регулярно посещал занятия по коррекции и развитию, а также своевременно выполнял задания дома.

Родители должны тщательно следить не только за физическим, но и за психическим здоровьем своих детей. Это включает в себя установление четкого режима дня и предотвращение истощения от излишне длительного времени, проведенного за выполнением домашних заданий без необходимых перерывов и активного отдыха.

И в заключение, мне бы хотелось привести цитату из пособия А. Ю. Дымковой и Т. В. Кошечкиной.

«Воспитание интереса к письменной речи начинается с наблюдения за действиями читающих и пишущих родителей. Сначала ребенок копирует саму деятельность: внимательно рассматривает книжку или даже сложенный лист бумаги. Подражая действиям взрослых при заполнении бланков, подписании документов, написании писем и сообщений, он «пишет» закорючки на листе, делая «как мама». Поддержка и мотивирование попыток ребенка имитировать чтение и письмо создает дополнительную положительную мотивацию к освоению письменной речи. Затем в ходе совместного чтения или наблюдения за родителями ребенок усваивает, что чтение может быть способом отдыха, досуга, в процессе которого можно получать новую информацию, переживать с героями книг разные приключения и эмоциональные ситуации. Помните: чем больше читают родители, тем выше вероятность, что и для ребенка это станет привычным занятием, особенно, если родители читают вместе с ребенком...

От себя мы позволим добавить еще один пункт: найдите, пожалуйста, время для игр с ребенком! Включайте в свои домашние занятия подвижные и дидактические игры (с предметами, словесные, настольно-печатные) по развитию «чувства языка», речи, формированию навыков чтения и письма в соответствии с той целью, над которой вы вместе с ребенком работаете в данное время».

И успехов нам всем в этом нелегком, но исключительно важном деле!

Клинический психолог Екатерина Савина

Изображение сгенерировано нейросетью






Другие статьи по этой теме

Возврат к списку



×
Вход на сайт