Детские травмы и то, как они влияют на жизнь

17.10.2025
Детские травмы и то, как они влияют на жизнь

Наше детство играет огромную роль в формировании поведения и характера взрослых. Даже обычные жизненные моменты могут оставить глубокий отпечаток, особенно если пережиты ребенком. Детская психика ещё недостаточно развита, чтобы справляться с негативными ситуациями легко, как взрослые. Дети буквально усваивают каждый полученный опыт, формируя привычки и реакции, которые остаются с ними надолго.

Бедность

Финансовое благополучие не гарантирует счастливого детства, однако бедность способна существенно ухудшить качество жизни ребенка, даже если отсутствуют другие семейные проблемы. Последствия нехватки денег отражаются на психическом состоянии человека долго, вплоть до взросления, несмотря на улучшение материального положения.

Нехватка средств оказывает негативное влияние на ребенка задолго до его появления на свет. Беременная мать, испытывающая хронический стресс, связанный с материальным положением, регулярно вырабатывает избыточное количество гормона стресса — кортизола. Исследования показывают, что повышенный уровень кортизола во время беременности может вызвать повышенную возбудимость и агрессию у будущего ребенка, способствовать развитию тревожности и депрессивных состояний.

Кроме того, родителю, находящемуся в постоянной тревоге из-за недостатка средств, нелегко скрыть свое волнение от ребенка. Такие переживания неизбежно проявляются в поведении и речи родителя, например, в постоянных подсчетах расходов и выборе исключительно дешевых игрушек, а также в навязывании мысли о важности накоплений на случай непредвиденных обстоятельств.

Результатом становится формирование у ребенка устойчивого страха остаться без средств существования. Став взрослым, этот человек продолжает испытывать финансовую тревогу, порой необоснованную, и предпочитает экономить на всём, даже на необходимых расходах.

Материальное состояние семьи отражается и на детской самооценке. Ребенок из бедной семьи чаще подвергается буллингу среди сверстников, имеющих лучшие условия жизни. Сам факт осознания своей материальной ущемленности может нанести удар по самооценке и сформировать убеждение, что он хуже окружающих. Эти ощущения нередко сохраняются и во взрослом возрасте.

Развод

Развод родителей — серьезное испытание для многих детей. Некоторые справляются достаточно хорошо, поскольку избавляются от ежедневных конфликтов и напряжения, царивших в доме раньше. Однако для некоторых детей развод оказывается настоящим потрясением.

Причина трудностей кроется в потере чувства защищенности. Для ребенка мысль о том, что родители больше не любят друг друга, порождает опасение, что они способны перестать любить и его самого. Любовь родителей — одна из базовых потребностей ребенка, и её утрата столь же разрушительно действует на детскую психику, как отсутствие пищи и воды для организма.

Во взрослом возрасте люди, чьи родители развелись в детстве, зачастую считают, что искренняя привязанность невозможна, а любая связь неизбежно заканчивается разрывом. Убежденный в этом сознательно или бессознательно, человек либо избегает серьезных отношений, боясь боли, либо пребывает в постоянном стрессе, подозревая партнера в неверности и заранее готовясь к расставанию.

Часто ребенок воспринимает развод как собственную вину, полагая, что именно плохое поведение привело к уходу родителей. Такое мнение возникает вследствие естественного детского эгоцентризма, когда кажется, будто все происходящее связано лично с тобой.

Это чувство вины вызывает серьезные осложнения. Один из примеров — явление, называемое парентификацией, когда ребенок берет на себя обязанности взрослого члена семьи. Родитель, болезненно воспринимающий ситуацию разрыва, может переложить на ребенка обязанность принятия важных решений, заставляя встать на свою сторону и пытаясь манипулировать чувствами: «Без твоей помощи я пропаду».

Такие обстоятельства приводят к проблемам в личной жизни позже. Человек может всю жизнь ощущать моральную ответственность за своего родителя, жертвуя собственными семейными узами, или подсознательно стремится выбрать партнёра, схожего с одним из родителей, попадая вновь в ситуацию заботы и защиты другого человека

Алкоголизм

Алкоголизм негативно сказывается не только на самих зависимых людях, но и на их детях. Дети алкоголиков живут в постоянном страхе и тревоге за родителей, испытывают чувство стыда перед сверстниками и обществом, ощущают недостаток любви и внимания, а нередко сталкиваются с жестокостью и насилием дома. Эти переживания сохраняются у них и во взрослом возрасте, настолько часто встречается такая ситуация, что психологи ввели специальное понятие — «взрослый ребенок алкоголика».

Вырастая в подобной среде, дети учатся соблюдать три основных правила:

  • Молчать о семейном неблагополучии. Страх осуждения окружающих заставляет ребенка держать проблемы внутри семьи в тайне. Обнаружив зависимость родителя, люди могут отрицательно оценить самого ребенка, что приведет к потере уважения и поддержки. Особенно страшно потерять связь с родителем, даже несмотря на плохое обращение, ведь расставание воспринимается ребенком гораздо тяжелее, чем игнорирование. Остальные родственники также стараются скрыть проблему, принуждая к этому и ребенка.

  • Забота о других превыше собственных нужд. Родители, страдающие алкоголизмом, требуют постоянного ухода и помощи. Ребенок учится подавлять собственные нужды и желания, ставя на первое место безопасность и комфорт взрослого. Любые проявления самостоятельности воспринимаются как угроза срыва родителя, что усиливает давление на ребенка.

  • Подавление эмоций и избегание конфликтов. Агрессивное поведение пьяного родителя вынуждает ребенка воздерживаться от открытого выражения чувств. Любой конфликт может привести к ухудшению состояния родителя, вызвать новый виток зависимости и обвинения ребенка в причинах срыва. Из-за этого ребенок постепенно привыкает терпеливо переносить трудности, осознавая бесполезность любых попыток выразить свое недовольство.

Подобные установки приводят к формированию определенных черт характера, характерных для большинства взрослых детей алкоголиков. Обычно таким людям трудно открываться другим, рассказывать о своей жизни и эмоциях. У них заниженная самооценка, отсутствует способность защищать свои интересы и границы, они готовы жертвовать собой ради других. Часто выбирают партнеров с подобными зависимостями, становятся гиперответственными и склонными к чрезмерному контролю над ситуацией. Из-за страха конфликта они неспособны сказать «нет», боясь агрессии и недовольства партнера.

Нередко такие люди попадают в рискованные ситуации, включая токсичные отношения, поскольку плохо различают угрозу собственной безопасности. Это подтверждено научными исследованиями, демонстрирующими нарушения восприятия опасных сигналов мозгом взрослого ребенка алкоголика. Например, исследование показало, что зона мозга, ответственная за обнаружение угроз, менее активно реагирует на потенциально угрожающие сигналы у таких людей, чем у людей, выросших вне проблемной среды.

ФМРТ показывает активность миндалины при восприятии угрозы двумя группами людей. Верхняя панель — здоровые участники, нижняя — взрослые дети алкоголиков. Миндалина здоровых людей активно реагирует на пугающее выражение лица, тогда как у второй группы реакция практически отсутствует. 

Шлепки и подзатыльники

Шлепки и подзатыльники являются формой физического наказания, которое специалисты однозначно классифицируют как насилие. Согласно исследованию гарвардских психологов, дети, подвергшиеся такому обращению, отличаются повышенной тревожностью по сравнению с детьми, которых воспитывали без телесных наказаний. Столкнувшись с угрозой извне, участки мозга, отвечающие за обработку страхов (медиальная и латеральная префронтальные зоны коры), начинают работать интенсивнее.

Эта закономерность аналогична той, которую мы видим у детей, испытавших систематическое избиение, что подтверждает однозначность выводов науки относительно природы шлепков.

Гиперактивность указанных зон мозга сохраняется надолго, даже спустя годы после детства, наполненного физическим воздействием. Экспериментально доказано, что у людей, перенесших подобные методы воспитания, наблюдается значительно более сильная реакция на лицо, выражающее испуг, по сравнению с лицами, выросшими без насильственных мер воздействия. Такая реакция сопровождается повышенным уровнем стресса.

Однако последствия не ограничиваются лишь повышенной тревожностью. Люди, столкнувшиеся с физическим насилием в детстве, подвержены большему риску развития депрессивных состояний и иных психических заболеваний, имеют тенденцию к злоупотреблению спиртным и проявляют агрессию по отношению к окружающим.

При столкновении с угрозой у детей, подвергшихся физическому воздействию (шлепкам или ударам), усиливается активность миндалевидного тела и гиппокампа. Ученые считают, что это свидетельствует о повторном проживании травматического опыта, словно насилие происходит вновь в настоящем моменте. 

Диеты и закармливание

Некоторые родители уделяют чрезмерное внимание рациону ребенка, навязывая ему определённые продукты или ограничения в пище. Кто-то убеждён, что здоровье зависит от количества съеденной еды, например, варёной моркови или рыбы, и настаивает на дополнительном приёме пищи или принудительном потреблении нелюбимых блюд («Пока не доешь, никуда не выйдешь»). Другие родители, напротив, пытаются ограничить ребёнка в еде, полагая, что он близок к избыточному весу. Психологи характеризуют такое отношение как «авторитарное кормление» и утверждают, что оно приносит вред.

Такой подход нарушает способность ребёнка прислушиваться к сигналам собственного тела. Вместо того чтобы ориентироваться на аппетит и ощущения голода, ребёнок привыкнет есть независимо от реальных потребностей, следуя внешним требованиям и правилам.

Это создаёт серьёзные риски в будущем: взрослый человек теряет чувствительность к сигналам организма о голоде и насыщении, что увеличивает вероятность переедания и способствует развитию пищевых расстройств.

Американские учёные провели четырёхлетнее наблюдение за питанием и массой тела около 200 девочек, отслеживая одновременно материнское влияние на питание детей. Наблюдение началось, когда девочкам исполнилось пять лет, и продолжалось до девяти лет.

Уже в этот период выявились различия между детьми, чьё питание контролировалось родителями, и теми, кто мог выбирать пищу самостоятельно. Чем строже мать ограничивала девочку в еде, тем выше была её склонность к перееданию без реального чувства голода. Эта проблема усугублялась с возрастом: девятилетние девочки, ранее находившиеся на диете, оказались ещё хуже приспособлены к пониманию сигнала организма о насыщении, чем в пятилетнем возрасте.

Наказание молчанием

Игнорирование человеком, особенно близкими людьми, оказывает сильное воздействие на психику. Родители нередко используют такую форму наказания, как демонстративное молчание, которое психологи расценивают как разновидность эмоционального насилия.

Психолог Наоми Айзенбергер доказала, что человеческий мозг воспринимает подобное равнодушие подобно физической боли. Она провела эксперимент, в ходе которого добровольцы участвовали в компьютерной игре, имитирующей броски мяча между тремя игроками. После некоторого времени двое виртуальных игроков прекращали передавать мяч настоящему игроку, создавая ощущение исключения.

Во время игры аппарат функциональной магнитно-резонансной томографии фиксировал состояние мозга участников. Оказалось, что в периоды игнорирования активизировались зоны передней поясной коры головного мозга, отвечающей за восприятие болевых ощущений

Другое исследование включало 40 человек, переживавших разрыв отношений против воли. Участники сначала рассматривали фото бывшего партнёра и вспоминали расставание, затем касались горячего предмета, испытывая физическую боль. Реакция мозга оказалась одинаковой в обеих ситуациях: наблюдался всплеск активности передней поясной коры и правой вентральной префронтальной коры. 

Изображение показывает, какие области мозга активируются одинаково при чувстве отторжения и физической боли. Графики отражают интенсивность активации каждой области в обоих случаях. 

Ребёнок испытывает гораздо большую душевную боль, когда его игнорируют, так как его психика ещё недостаточно крепкая для противостояния стрессу, а потребность в поддержке и внимании родителей намного сильнее, чем желание взрослого человека иметь рядом любимого человека. Игнорирование ребёнком со стороны родителей, будь то общее холодное отношение, отсутствие интереса или жесткость, может привести к развитию нестабильного типа привязанности.

«Тип привязанности» обозначает поведенческий шаблон человека в близких отношениях, определяемый набором чувств, мыслей и реакций. Безопасный тип предполагает спокойное принятие одиночества и уверенность в своём партнёре и своих чувствах, что обычно связано с хорошим отношением родителей. Однако если формируется небезопасный тип привязанности, человек испытывает постоянный страх быть обиженным. Тогда либо он предпочитает избегать глубоких связей, ограничиваясь поверхностными контактами, такими как секс, либо излишне стремится к постоянной близости, ожидая мгновенных ответов на многочисленные сообщения. Оба сценария затрудняют построение гармоничных взаимоотношений.

Критика

Чрезмерная критика является одной из форм эмоционального насилия. Конструктивная критика помогает ребенку скорректировать своё поведение, направляя его к позитивным изменениям. Такое высказывание сосредоточено на конкретных поступках, подлежащих исправлению. Но чрезмерная и деструктивная критика направлена не на поступки, а на личностные качества человека. Фразы вроде «ты всегда...», «ты никогда...» сопровождаются перечислением отрицательных качеств — всё это превращается в скрытое оскорбление.

Многие взрослые не видят разницы между нормальной и разрушительной критикой. Для маленького ребёнка слова и поведение родителей являются основой формирования представлений о мире и правилах взаимодействия. Пока его разум развивается, он принимает родительские высказывания как должное и нормальные. Таким образом, ребенок, регулярно сталкивающийся с несправедливой и жёсткой критикой, начинает воспринимать аналогичные формы обращения со стороны других людей как приемлемые и обычные.

Часто такие люди не могут осознавать собственные чувства и эмоции. Там, где обычный человек ощутил бы раздражение или негодование, поняв неправильность происходящего, они вообще не чувствуют никаких негативных эмоций и продолжают оставаться в дискомфортных отношениях.

Но возможна и противоположная картина: выросшие среди критики люди крайне остро реагируют даже на самую здоровую и полезную критику, воспринимая её как личную атаку. Иногда они даже принимают случайно сказанные слова за грубую критику и болезненно обижаются. Подобные реакции мешают строить дружеские связи и профессиональные отношения, препятствуют продвижению по службе.

Ещё одна распространённая черта таких людей — гипертрофированная самокритичность. Постоянное стремление к совершенству, боязнь совершить ошибку, старание понравиться другим порождают внутренний голос, критикующий каждое действие, подчеркивающий недостатки и провалы, вызывая постоянное чувство вины, неловкости и неуверенности. Прислушавшись внимательно, можно заметить, что этот внутренний критик звучит точно так же, как говорили родители.


Материал подготовила София Барлет

Изображение сгенерировано нейросетью

Публикация подготвлена в рамках проекта "Выдох-Вдох", реализуемого при финансовой поддержке министерства внутренней политики и развития местного самоуправления в Тульской области и Фонда президентских грантов.






Возврат к списку



×
Вход на сайт